Михаил Пономарев о Школе экологических компетенций

Журнал Эксперт о Школе экологических компетенций
Научный руководитель Школы экологических компетенций, кандидат юридических наук Михаил Пономарев дал интервью пресс-службе Российского экологического общества.
1. Михаил Вячеславович, расскажите, кто представляет вашу целевую аудиторию и какие компетенции в области экологии ею востребованы?

Школа экологических компетенций Российского экологического общества (далее – РЭО) представляет уникальный учебный и тренинговый центр, который создан для подготовки специалистов в области охраны окружающей среды и устойчивого развития, формирования у них системы профессиональных компетенций в указанной сфере, которые могут пригодиться им в работе.

Основой целевой аудитории Школы, являются, прежде всего, специалисты-управленцы, входящие в менеджмент компаний-природопользователей и компаний, чья хозяйственная деятельность непосредственно связана с воздействием на окружающую среду, то есть, по сути, люди, чья профессиональная деятельность связана с принятием экологически значимых решений. Вместе с тем, в наших бизнес-тренингах, учебных и дискуссионных мероприятиях традиционно участвует широкий круг специалистов – они интересны и полезны представителям общественных экологических организаций, научных учреждений, вузов (преподавателям, аспирантам, студентам и магистрантам), а также всем, кто интересуется проблемами охраны окружающей среды и устойчивого развития.

2. Как Школа экологических компетенций определяет свою миссию?

Когда мы создавали Школу экологических компетенций, мы поставили перед собой ряд важнейших, и при этом весьма амбициозных, на наш взгляд, целей – это и содействие экологическому просвещению населения; и подготовка эколого-ориентированных управленческих кадров (мы называем это «озеленение ТОПов»); и повышение квалификации специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность в области охраны окружающей среды, получение ими новых профессиональных экологических навыков и компетенций; и повышение экспертного уровня органов управления и членов региональных отделений РЭО; и экспертная поддержка Национального проекта «Экология»; и формирование реестра экспертов (Национального резерва кадров) в области охраны окружающей среды, формирующегося РЭО по всем субъектам РФ, который позволит наиболее эффективно реализовывать природоохранные проекты РЭО в регионах.

3. Как Вы думаете, в чем заключается привлекательность Школы для ее слушателей? (ИЛИ Какие мотивы преследуют ваши слушатели?)

Участников и слушателей наших бизнес-тренингов и профессиональных дискуссий привлекает, прежде всего, возможность приобретения уникальных по своей сути специализированных знаний и профессиональных компетенций, поскольку программы наших тренингов по-своему эксклюзивны, так как они составлены с учетом запросов нашей основной целевой аудитории, основу которой составляет менеджмент компаний-природопользователей и компаний, чья хозяйственная деятельность связана с воздействием на окружающую среду.

Обучение в Школе дает отнюдь не только возможность получения системы углубленных знаний в области охраны окружающей среды, экологического права и правоприменительной практики в данной сфере, экологического менеджмента, «зеленой» экономики и иных отраслях, важных для специалиста-эксперта в области охраны окружающей среды и устойчивого развития, но и позволяет сформировать у него систему наиболее востребованных навыков и компетенций и для целей их последующей реализации в своей практической деятельности.

4. Какие возможности открывает Школа для своих выпускников?

По итогам успешного прохождения бизнес-тренингов Школы выпускники получают специальный документ – номерной сертификат. Более того, успешное прохождение бизнес-тренингов Школы предоставляет также возможность включения специалиста в Реестр экспертов (Национального резерва кадров) в области охраны окружающей среды, формирующегося в РЭО по всем субъектам РФ, а также получение рекомендаций РЭО для трудоустройства или продвижения в адрес предприятий, органов власти и иных организации (по запросу выпускника) и возможность стать членом регионального отделения РЭО в своем субъекте РФ или участником проектов РЭО и организуемых им мероприятий.

5. Какие программы и формы обучения вы предлагаете и чем они отличаются от программ по экологии в обычных учебных заведениях?

К сожалению, современное высшее и среднее специальное, а иногда и дополнительное профессиональное экологическое образование имеет ряд существенных проблем, к которым, прежде всего, относятся и отсутствие в существующих образовательных программах компонентов, ориентированных на получение востребованных на практике экологических знаний, навыков и компетенций; и недостаточно активное привлечение к ведению образовательной деятельности опытных специалистов-практиков в области охраны окружающей среды; и недоступность получения профессиональных знаний, навыков и компетенций в области охраны окружающей среды для населения в целом, отдельных социальных групп; и недостаточная популяризация профессиональных экологических знаний.

Обучающие и дискуссионные мероприятия в нашей Школе реализуются в различных формах, которые удобны и доступны широкому кругу не только специалистов, но и всех, кто интересуется проблематикой охраны окружающей среды и устойчивого развития. Это бизнес-тренинги для управленческих кадров, корпоративные учебные тренинги и консультационные семинаров для компаний, планируется также реализация учебных программ по специальным «модулям» различного объема и глубины.

Обучение в Школе экологических компетенций ведут признанные специалисты, имеющие богатый опыт образовательной, экспертной и практической деятельности в области охраны окружающей среды, экономики, юриспруденции и менеджмента. Сейчас в планах развития Школы расширение линейки семинаров, курсов и бизнес-тренингов, расширение сотрудничества с ведущими образовательными и экспертными учреждениями.

Школой также регулярно организуются и проводятся экспертные дискуссионные конференции и иные мероприятия; преподаватели бизнес-тренингов принимают участие в регулярных «Эко-завтраках» Российского экологического общества, которые стали эффективной дискуссионной площадкой, объединяющей лучших специалистов отрасли, а также приятной традицией для членов и сторонников Российского экологического общества.

6. Смогла ли Школа адаптировать свою работу в условиях пандемии коронавируса? Не отразилось ли это на ее эффективности?

Тренинги Школы в условиях пандемии реализуются, в основном, в заочном формате (с применением технологий дистанционного обучения), что повышает доступность и эффективность прохождения программ Школы ее слушателями из различных регионов России и ближнего зарубежья (а география наших слушателей на сегодняшний день очень обширна). Также у Школы есть возможность проведения подобных мероприятий и очно (как в Москве, так и в других городах России).

7. Михаил Вячеславович, расскажите, пожалуйста, поподробнее о тренингах, которые проводятся в данный момент: каким проблемам они посвящены, и чему обучают слушателей Школы?

В настоящее время в линейке бизнес-тренингов Школы имеются такие тренинги как «Управление экологическими рисками компаний», «Социально-экологическая медиация», «Механизмы структурирования инвестиционных проектов в области устойчивого развития» и «Устойчивое развитие урбанизированных территорий». Тренинги включают в себя видеолекции, а также практические онлайн занятия с преподавателями по специальным тематическими блокам, при этом слушателям в течение прохождения курса доступны презентации и иные учебные материалы. 

В рамках тренинга «Управление экологическими рисками компаний» слушатели узнают, с какими экологическими рисками сталкивается компания, как эффективно ими управлять для того, чтобы минимизировать угрозы финансовых потерь. В частности, они изучают основы управления рисками социально-экологических конфликтов; методологию организации системы эколого-правового комплаенса в системе управления экологическими рисками компании; узнают о выявлении и ликвидации объектов накопленного экологического вреда на территории предприятия; о предотвращении и ликвидации аварий от разливов нефти и утечки химических веществ; о целях устойчивого развития ООН и вызовах для бизнеса; об устойчивом управлении проектами и «зеленых» решениях для бизнеса; об основах зеленого финансирования в России; а также о влиянии климатических рисков на финансовое состояние компании.

Появление бизнес-тренинга «Социально-экологическая медиация» обусловлено, прежде всего, важностью реализации механизма участия граждан в принятии экологически значимых решений, связанных с планированием и реализацией крупных инфраструктурных проектов и размещением производственных объектов, что зачастую приводит к возникновению социально-экологических конфликтов. В рамках данного бизнес-тренинга слушатели могут получить набор актуальных компетенций и навыков, необходимых эксперту в сфере управления социально-экологическими конфликтами, в частности, в сфере экологической медиации, ведения переговоров, юридических и психологических аспектов экологической конфликтологии.

Преподаватели бизнес-тренинга «Механизмы структурирования инвестиционных проектов в области устойчивого развития» рассказывают слушателям об основных механизмах реализации инвестиционных проектов в области устойчивого развития, делятся своим практическим опытом и видением ключевых «soft skills», важных для успеха в этой области.

В рамках тренинга «Устойчивое развитие урбанизированных территорий» изучается сочетание социальных, экологических и экономических факторов развития населенного пункта. В результате прохождения курса слушатели получают комплексные знания и навыки, касающиеся устойчивого развития территорий, включая устойчивые подходы к территориальному планированию и градостроительному зонированию, к планировке территорий, приобретают «устойчивый взгляд» на архитектурное проектирование, строительство и реконструкцию объектов недвижимости, включая знания по использованию экологичных методов строительства, изучают аспекты устойчивого благоустройства территории, а также устойчивой эксплуатации и сноса зданий, кроме того, знакомятся с подробным обзором систем сертификации по «зеленым» стандартам.

Более подробную информацию о Школе можно найти на официальном интернет-сайте Российского экологического общества по ссылке: www.ecosociety.ru/school.

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в twitter
Поделиться в whatsapp
Поделиться в pinterest

Михаил Пономарев о Школе экологических компетенций

Журнал Эксперт о Школе экологических компетенций
Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в twitter
Поделиться в whatsapp
Поделиться в pinterest

Последние новости: