Поиск
Close this search box.
Поиск
Close this search box.

Российское экологическое общество направило в Госдуму предложения к законопроекту по РОП

Российское экологическое общество направило в Госдуму предложения к законопроекту по РОП
Экспертами Российского общества подготовлены предложения к Проекту федерального закона, уточняющего и дополняющего положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части совершенствования системы расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки.

Директор Департамента регионального развития Российского экологического общества Наталия Ушакова и член Новосибирского реготделения Российского экологического общества Артем Поршнев приняли участие в расширенном рабочем совещании Подкомитета по вопросам экологии Комитета Государственной Думы РФ по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, на котором обсуждались вопросы совершенствования системы расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки.

По результатам рабочего совещания экспертами Российского экологического общества подготовлены и направлены в Комитет Государственной Думы РФ по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды свои предложения к законопроекту.

По мнению экспертов, нормы законопроекта, устанавливающие обязанность по заключению договора поручительства с утилизатором, требуют доработки. Эксперты предлагают с целью исключения необоснованного возложения на утилизаторов ответственности за недобросовестных импортеров дополнить законопроект положениями, устанавливающими случаи освобождения поручителя от ответственности или прекращения поручительства, не влекущих для поручителя негативных правовых последствий.

Также эксперты считают, что норма законопроекта, устанавливающая в качестве одного из оснований для отказа во включении в реестр утилизаторов привлечение юридического лица, индивидуального предпринимателя в течение двух лет со дня представления заявления о включении сведений в реестр утилизаторов к административной ответственности, является излишней, дублирующей понесенную ранее юридическую ответственность, нарушающей права юридических лиц и подлежит исключению из проектируемой статьи.

В целом с целью развития отрасли утилизации отходов эксперты считают необходимым:

  • Законодательно закрепить приоритет самостоятельной утилизации отходов от использования товаров и упаковки по прямым договорам с утилизаторами
  • С целью повышения собираемости отходов законодательно закрепить возможность для утилизаторов оборудовать в общедоступных местах точки раздельного сбора вторичных ресурсов — отходов от использования товаров и упаковки
  • На законодательном уровне конкретизировать понятие «утилизация» для конкретных групп (видов) товаров и упаковки, поскольку в настоящее время не признается утилизацией производство таких ликвидных товаров, как флекс, гранулы, макулатура определенной марки и т.д.

В своих Предложениях эксперты также отметили, что основная цель введения экологического сбора – это развитие системы обращения с отходами. Роль надзорных органов в этом процессе сложно переоценить, однако основная цель использования средств экологического сбора – это строительство и развитие инфраструктуры обращения с отходами, развитие рынка вторичных материальных ресурсов, поддержка компаний, занятых в этом процессе. Финансирование надзорных органов из средств экологического сбора по мнению экспертов способно спровоцировать конфликт между бизнесом и государством, что непременно приведет к снижению инвестиционной активности бизнеса в области обращения с отходами, увеличению рисков со стороны частного капитала, и в результате к ухудшению показателей темпов развития отрасли. Предлагается исключить статью  финансирования контролирующих органов за счет средств экологического сбора (п.15 проектируемой статьи 245), направив на эти цели средства из других источников.

Кроме того, необходимо конкретизировать направления финансирования мероприятий по развитию отрасли обращения с отходами, установить предельные значения финансирования/софинансирования проектов в области утилизации отходов, прозрачные механизмы распределения этих средств. Предусмотреть и обеспечить выделение средств экологического сбора на проведение и внедрение научно-исследовательских работ, разработку и внедрение новых технологий утилизации отходов, совершенствования существующих технологий. Порядок распределения денежных средств, поступающих в бюджет от уплаты экологического сбора должен быть прозрачным, понятным и доступным для широкого круга получателей средств (утилизаторы, НИИ, проектно-конструкторские организации.

В рабочую группу по подготовке предложений вошли эксперты Российского экологического общества: Наталия Ткаченко, директор Экспертного департамента; Татьяна Томина, заместитель директора Экспертного департамента; Ольга Шевелева, координатор экспертного сообщества, научный редактор журнала «Справочник эколога»,кандидат географических наук; Юрий Комаровский, руководитель проекта РОП «СФТ Групп»; Дарья Украинцева, председатель Новосибирского реготделения РЭО, Артем Поршнев, член Новосибирского реготделения РЭО, Ирина Степанычева, руководитель экологических проектов ООО НЭК, эколог-аудитор, эксперт Российского экологического общества.