Поиск
Close this search box.
Поиск
Close this search box.

Евгений Гашо: Челябинская область может стать драйвером развития отечественной отрасли вторичного потребления энергоресурсов

Евгений Гашо: Челябинская область может стать драйвером развития отечественной отрасли вторичного потребления энергоресурсов
Перспектива введения углеродного налога, который Евросоюз намерен взимать с ввозимой продукции с 2026 года, побудила промышленников Южного Урала по-новому взглянуть на свою работу. ИА «Первое областное» выяснило, есть ли экономные пути достижения углеродной нейтральности, во сколько обойдется строительство карбонового полигона и почему опыт Челябинской области может стать общероссийским.

Декарбонизация экономики и снижение углеродного следа — одна из целей России до 2050 года. Правительство РФ утвердило стратегию социально-экономического развития с низким уровнем выбросов парниковых газов на ближайшие 28 лет. Реализация климатических проектов стартует уже сейчас: карбоновые полигоны, эмиссия выбросов, сбор и переработка углекислого газа, водородная энергетика и «зеленый» водород войдут в обиход в ближайшие годы. С 2022 года промышленные предприятия с выбросами более 150 тыс. тонн углекислого газа в год будут обязаны предоставлять углеродную отчетность, а также начать сбор и переработку СО2.

Тенденции к декарбонизации все заметнее за рубежом: в Финляндии, Швеции и Нидерландах с помощью водорода уже начали отапливать жилые дома, чтобы снизить объем нежелательных выбросов в атмосферу. Практика использования вторичных энергоресурсов для теплоснабжения жилых кварталов, а то и целых городов, применяется и в Челябинской области, отмечают эксперты.

«В Челябинской области накоплен богатый опыт применения вторичных энергоресурсов металлургической отрасли для отопления жилых кварталов. За рубежом такие технологии получили популярность не так давно — последние пару лет: „излишки“ тепла промышленных гигантов стали активно применяться для отопления жилых комплексов в Швеции и Германии. Для этого за границей разрабатывают бизнес-планы, устанавливают тарифы и главное — транслируют особый экологический подход, связанный с достижением углеводородной нейтральности», — говорит председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов.

По его словам, опыт и достижения в этом направлении Челябинской области могут быть успешно транслированы и на другие российские регионы. Такая практика распределения «излишек» тепловой энергии позволяет в разы сократить экологическую нагрузку на атмосферу.

«Мы видим большие перспективы, поскольку именно заводы за счет направления вторичных энергоресурсов способны, по нашим подсчетам, ежегодно экономить порядка 40 млн тонн условного топлива — это практически годовое потребление тепла Финляндией. Экономика снижения углеродного следа таким путем позволяет достичь гораздо больших эффектов, чем строительство дорогих карбоновых ферм», — считает представитель координационного совета при губернаторе Челябинской области по вопросам экологии Евгений Гашо.

Он считает, что именно Челябинская область может стать драйвером развития отечественной отрасли вторичного потребления энергоресурсов: один только Магнитогорский металлургический комбинат отапливает порядка 40% жилого фонда города, что позволяет энергокомплексу «не производить» 10 млн тонн топлива дополнительно, говорит эксперт.

«Предприятия судорожно ищут пути достижения углеводородной нейтральности, не понимая, какие возможности перед ними уже давно открыты: мы считаем, что такое развитие энергокомплекса станет решением многих вопросов „зеленой“ экономики, тем более что такой подход позволяет экономить десятки миллионов тонн топлива. В Липецке, Новокузнецке с 50-х годов прошлого века аналогично работают промышленные предприятия, поставляя тепло жилому фонду. Проблема в том, что ранее никто не просчитывал колоссальный экологический эффект от этого. Только сейчас, после актуализации темы с „зеленым“ водородом и декарбонизацией промышленности, стали задумываться», — говорит Евгений Гашо.

Опыт российских городов может транслироваться в Европу, считает эксперт, поскольку Евросоюзу, чтобы выйти к 2030 году на снижение выбросов парниковых газов на 55% от 1990 года, необходимо приложить титанические усилия. В то время как в России выбросы уже снизились на 49% относительно 1990 года.

Подробнее: Первое областное