Российское экологическое общество открыло серию дискуссий по рынку «зеленого» труда

2 марта 2021 года на платформе Zoom состоялась встреча экспертов и партнеров Российского экологического общества, в ходе которой приглашенные спикеры обсудили профессиональные стандарты экологов.

Главной задачей встречи стало обсуждение ожиданий спикеров относительно актуальных вызовов и трендов в России и мире, реализации задач, стоящих перед всеми участниками рынка труда в рассматриваемой сфере, и относительно друг друга — участников этого рынка.

Модератором мероприятия выступила исполнительный директор Российского экологического общества Юлия Филаткина. Открывая дискуссию, она отметила вопрос междисциплинарности профессий в области охраны окружающей среды и природопользования:

«Современному менеджеру необходимо ориентироваться в целях устойчивого развития, знать, что такое таксономия ЕС, понимать, зачем организации нужен отчет об устойчивом развитии и каким требованиям он должен соответствовать, а также уметь эффективно управлять экологическими рисками компании, чтобы предотвратить риски финансовых потерь организации».

Марголин Андрей, директор института финансов и устойчивого развития, проректор РАНХиГС, доктор экономических наук, профессор, рассказал о трансформации ключевых компетенций управленческих кадров с учетом необходимости достижения целей устойчивого развития.

«Если у управленческой элиты не будет компетенций, связанных с необходимостью достижения целей устойчивого развития, то, наверное, всех нас ожидает очень печальное будущее. <…> Для нас важно включить цели устойчивого развития в «моральный кодекс» современного управленца, иначе он будет принимать неправильные решения, которые будут разрушать нашу природную среду», — отметил эксперт.

По его мнению, интеграция целей устойчивого развития в разработку стратегии развития регионов, муниципальных образований, отраслей экономики необходима. Кроме того, важен пример руководителя — если он не показывает личный пример необходимости достижения целей устойчивого развития, вряд ли этого можно ожидать от коллектива.

Андрей Марголин также рассказал об образовательных инновациях в РАНХиГС — создании многопрофильного бакалавриата «Проекты устойчивого развития», являющегося единым общепрофессиональным блоком по устойчивому развитию для всех образовательных программ.

Аграфена Котова, представитель Carbon Group, Северсталь, кандидат экономических наук, рассказала слушателям, кого ищет бизнес на рынке «зеленого» труда. По мнению эксперта, существует ряд «зеленых» задач (экология, климат, нефинансовая отчетность), которые могут решены как силами корпоративных специалистов, так и с привлечением консультантов или аудиторов. Требования к кандидатам очень отличаются в зависимости от задач:

  • В сфере нефинансовой отчетности встречаются самые разные специалисты — от юристов до лингвистов. Для них важно владеть английским языком, уметь анализировать больше объемы информации, грамотно формулировать свои мысли, креативить.
  • В экологии традиционно имеют хорошие шансы экологи, химики, желателен опыт работы на производстве и знание природоохранного законодательства..
  • В сфере климата приветствуются специалисты с образованием в области энергетики, химии, экологии, иногда математики, важен также и английский язык.

«Сфера активно развивающаяся, поэтому помимо базовых знаний и навыков очень важно уметь вовремя идентифицировать риски, включая регуляторные, анализировать тренды, обращать внимание на бенчмаркинг, иметь навыки эффективной кросс-секторальной коммуникации с коллегами и специалистами любого уровня», — отметила Аграфена Котова.

Пономарев Михаил, научный руководитель Школы экологических компетенций Российского экологического общества, кандидат юридических наук, представил вниманию слушателей утвержденные в 2020 году в новой редакции профессиональные стандарты в области экологии — специалиста по экологической безопасности в промышленности и работника в области обращения с отходами. Эксперт отметил, что они вызвали бурное обсуждение в профессиональном сообществе — возникли большие вопросы относительно уровня образования, необходимого для претендентов на должности, установленные этими профстандартами. В частности, на большинство профессий, перечисленных в профстандарте специалиста по экологической безопасности в промышленности, могут претендовать лица со средним профессиональным образованием, либо специалисты с высшим образованием бакалавриата, что справедливо порождает вопрос о низких требованиях в этой сфере.

«Появилось очень много компетенций, которыми должны обладать специалисты — в области ESG, устойчивого финансирования, и ни в одном из профстандартов эти требования не учтены, все профстандарты в этой сфере достаточно консервативны. Наблюдается также существенный разрыв между учебными программами и профессиональными стандартами, не все вузы готовят специалистов, которые без дополнительного обучения будут востребованы на практике в определенных организациях. Очень важно ликвидировать этот разрыв и ориентироваться на профстандарты», — отметил Михаил Пономарев.

Анастасия Бойцова, адвокат, заместитель руководителя практики экологии и технического регулирования АБ ЕПАМ рассказала о современных трендах профессии юриста-эколога:

«Наличие профессии юрист-эколог уже само по себе является трендом, ведь ее по сути не существует — либо юрист, либо эколог. И для юриста базовым является юридическое образование. Специализированной практики экологии в юридической сфере чаще всего нет — обычно ее объединяют с другой, чаще всего с энергетикой. Практика экологии междисциплинарная, поскольку без общих знаний публичного, уголовного, международного права вряд ли можно успешно справляться с этой работой. Инфополе буквально переполнено новостями на экологическую тематику, поэтому не нужно говорить, что будет какой-то тренд, ведь он уже налицо».

Мария Грибакина, магистрант Российского университета транспорта, Института управления и цифровых технологий по специальности «Техносферная безопасность. Экологический менеджмент», эколог Российского экологического общества, поделилась ожиданиями молодого специалиста.

«Что для студента важно — чтобы он понимал, где в будущем он может применить полученные знания, где он сможет работать и как реализоваться в профессии. Но не всегда есть ответ на эти вопросы, поскольку существует нехватка действующих практиков отрасли в преподавательском составе. Это не только мое мнение, но и мнение моих знакомых, которые обучаются на смежных направлениях. Теоретические знания — это очень хорошо, но еще нужны и практические навыки и умения и погруженность в реальное положение дел в отрасли. На мой взгляд, на помощь в решении этого запроса студентов могут прийти качественные практики от будущих работодателей».

Мария Грибакина также отметила, что возможность совмещать учебу с работой в Проектном офисе Российского экологического общества помогла ей понять тот факт, что сфера экологии и природопользования стремительно меняется, появляются новые направления, о которых будущий специалист чаще всего может узнать лишь на практике. Совместные программы, подготовленные ВУЗами и предприятиями, по мнению Марии, помогут максимально эффективно решить вопрос подготовки кадров, которые отвечали бы запросам работодателей и помогли студентам полноценно реализоваться в профессии.

Подводя итоги мероприятия, Юлия Филаткина поблагодарила спикеров за участие в дискуссии и отметила, что в рамках первого делового мероприятия спикерам удалось подойти с разных сторон к вопросу рынка «зеленого» труда, а также выразила надежду на дальнейшее обсуждение рассматриваемой темы.

Ознакомиться подробнее с материалами дискуссии можно по ссылке: https://youtu.be/ri4GAo_sZKo

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в twitter
Поделиться в whatsapp
Поделиться в pinterest