Поиск
Close this search box.
Поиск
Close this search box.

Устойчивые кадры решают все

Добрый день, коллеги! Часто ли вы сталкиваетесь с вопросом трансформации подхода к компетенциям специалистов в сфере экологии и устойчивого развития?

Тема новых профессий в сфере устойчивого развития становится все актуальнее и это имеет под собой глубокие основания. В ответ на современные глобальные вызовы происходит кадровая трансформация, от результатов которой, по сути, и зависит как мы справимся с такими вызовами. 

Речь идет о глобальных вызовах, актуальных как для России, так и для всего мира. Я бы разделила их на три блока: климатические, экологические и социально-экономические, которые, тем не менее, связаны друг с другом.

К основным климатическим вызовам относятся:

  • риски климатических катастроф, вызванные экстремальными погодными явлениями, требующие прогнозирования и управления;
  • связанные с предыдущим пунктом риски климатической безопасности, как глобальной, так и локальной, на уровне конкретных территорий и предприятий;
  • таяние «вечной мерзлоты», которая с точки зрения ученых перестала быть «вечной» и превратилась в «многолетнемерзлые породы» или «многолетнемерзлые грунты». Этот процесс имеет целый ряд негативных последствий: экологические (деградация ландшафтов, почв, изменение среды обитания животных, изменение русла рек, затопление территорий), социальные (изменение условий жизни и хозяйственной деятельности человека, необходимость изменения места жительства, риски эпидемий), а также управленческие и экономические (разрушение объектов недвижимости, инфраструктуры и коммуникаций, необходимость создания новых технологических решений в строительстве и эксплуатации объектов недвижимости и дорог, заболачивание и деградация сельскохозяйственных земель, необходимость планирования и организации процесса адаптации к климатическим изменениям);
  • климатическая миграция – процесс, реальность и последствия которого мы еще пока не сильно ощущаем, однако, для эффективного управления которым требуется подготовка.

Большинство актуальных экологических вызовов нам хорошо известны. Адекватное реагирование на них требует кардинального изменения парадигмы мышления, формирования новой экологической культуры и непрерывной согласованной работы государства, общества и бизнеса:

  • истощение запасов пресной воды, связанное не только с потеплением климата, но и с деятельностью человека, с ухудшением качества воды в водных объектах;
  • высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, характерный особенно для городов;
  • сокращение и утрата биоразнообразия, связанные с разрушением экосистем и другими факторами природного и антропогенного происхождения;
  • увеличение количества лесных пожаров, в результате которых происходят значительные потери лесных массивов. Площадь лесов, сгоревших в России с 2001 по 2019 годы, оценивается как сравнимая с площадью Германии, а 2021 и 2022 годы для нашей страны стали катастрофическими, даже в сравнении с предыдущими периодами. В целом же, в мире, площади сгоревшего леса увеличиваются с каждым годом;
  • ликвидация накопленного экологического вреда, включая объекты, содержащие в себе опасные химические, биологические, радиоактивные и иные отходы;
  • сокращение объемов образуемых и захораниваемых отходов, увеличение объема утилизируемых отходов и создание экономики замкнутого цикла.

И, наконец, блок социально-экономических вызовов включает:

  • развитие искусственного интеллекта и автоматизация производственных и управленческих процессов;
  • энергопереход, то есть переход от генерации и потребления ископаемого топлива к возобновляемым и низкоуглеродным источникам энергии;
  • демографические вызовы, связанные как с сокращением населения в одних странах, так и с перенаселением в других;
  • риски возникновения новых эпидемий, как связанных, так и не связанных с климатическими изменениями;
  • мировые экономические процессы и деглобализация.

Для адекватного ответа на актуальные глобальные вызовы требуется решение ряда стратегических и тактических задач, важнейшей из которых является кадровая трансформация.

Прежде всего, необходимо идентифицировать задачи, требующие решения в среднесрочной и долгосрочной перспективах. На определенные вызовы мы отвечаем уже сегодня, например, развитие углеродного регулирования и появление новых видов отчетности о выбросах парниковых газов, требует повышение квалификации экологов предприятий. Однако, некоторые задачи требуют применения проактивного подхода, например, развитие искусственного интеллекта, адаптация к изменениям климата, предотвращение системных экологических катастроф и т.д.

Также, важно определить каких специалистов возможно переподготовить, а каких необходимо обучать со школьной скамьи. Ряд требуемых вакансий возможно заполнить уже опытными, компетентными специалистами, которые могут пройти короткие курсы повышения квалификации или программы переподготовки. Ряд же долгосрочных задач требует подготовки новых специалистов с иным мышлением и другой экологической культурой.

Кроме того, важно понимать какие ресурсы требуются для кадровой трансформации: научные и высшие школы, преподаватели, образовательные программы.

Эффективное решение всех перечисленных задач требует межотраслевого подхода. Современные специалисты в сфере экологии, климата и устойчивого развития не могут быть узкопрофильными. От экологов предприятий уже требуется обладать компетенциями в смежных отраслях: в химии, биологии, юриспруденции, инженерии и т.д.

Устойчивый специалист будущего – это специалист с базовыми знаниями в сфере экологии, адаптации к климатическим изменениям и устойчивого развития в целом, с высоким уровнем ответственности, системным и критическим мышлением, умением и готовностью обучаться на протяжении всей жизни.

Ссылка на сессию Климатических диалогов 24.11.23: https://climate-change.moscow/activity/klimaticheskie-dialogi-2023

Юлия Филаткина

Исполнительный директор Российского экологического общества, генеральный директор Национального Центра компетенций экологических реформ, заведующая кафедрой «Экологический менеджмент и устойчивое развитие» Академии Росстандарта

Устойчивые кадры решают все

Добрый день, коллеги! Часто ли вы сталкиваетесь с вопросом трансформации подхода к компетенциям специалистов в сфере экологии и устойчивого развития?

Тема новых профессий в сфере устойчивого развития становится все актуальнее и это имеет под собой глубокие основания. В ответ на современные глобальные вызовы происходит кадровая трансформация, от результатов которой, по сути, и зависит как мы справимся с такими вызовами. 

Речь идет о глобальных вызовах, актуальных как для России, так и для всего мира. Я бы разделила их на три блока: климатические, экологические и социально-экономические, которые, тем не менее, связаны друг с другом.

К основным климатическим вызовам относятся:

  • риски климатических катастроф, вызванные экстремальными погодными явлениями, требующие прогнозирования и управления;
  • связанные с предыдущим пунктом риски климатической безопасности, как глобальной, так и локальной, на уровне конкретных территорий и предприятий;
  • таяние «вечной мерзлоты», которая с точки зрения ученых перестала быть «вечной» и превратилась в «многолетнемерзлые породы» или «многолетнемерзлые грунты». Этот процесс имеет целый ряд негативных последствий: экологические (деградация ландшафтов, почв, изменение среды обитания животных, изменение русла рек, затопление территорий), социальные (изменение условий жизни и хозяйственной деятельности человека, необходимость изменения места жительства, риски эпидемий), а также управленческие и экономические (разрушение объектов недвижимости, инфраструктуры и коммуникаций, необходимость создания новых технологических решений в строительстве и эксплуатации объектов недвижимости и дорог, заболачивание и деградация сельскохозяйственных земель, необходимость планирования и организации процесса адаптации к климатическим изменениям);
  • климатическая миграция – процесс, реальность и последствия которого мы еще пока не сильно ощущаем, однако, для эффективного управления которым требуется подготовка.

Большинство актуальных экологических вызовов нам хорошо известны. Адекватное реагирование на них требует кардинального изменения парадигмы мышления, формирования новой экологической культуры и непрерывной согласованной работы государства, общества и бизнеса:

  • истощение запасов пресной воды, связанное не только с потеплением климата, но и с деятельностью человека, с ухудшением качества воды в водных объектах;
  • высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, характерный особенно для городов;
  • сокращение и утрата биоразнообразия, связанные с разрушением экосистем и другими факторами природного и антропогенного происхождения;
  • увеличение количества лесных пожаров, в результате которых происходят значительные потери лесных массивов. Площадь лесов, сгоревших в России с 2001 по 2019 годы, оценивается как сравнимая с площадью Германии, а 2021 и 2022 годы для нашей страны стали катастрофическими, даже в сравнении с предыдущими периодами. В целом же, в мире, площади сгоревшего леса увеличиваются с каждым годом;
  • ликвидация накопленного экологического вреда, включая объекты, содержащие в себе опасные химические, биологические, радиоактивные и иные отходы;
  • сокращение объемов образуемых и захораниваемых отходов, увеличение объема утилизируемых отходов и создание экономики замкнутого цикла.

И, наконец, блок социально-экономических вызовов включает:

  • развитие искусственного интеллекта и автоматизация производственных и управленческих процессов;
  • энергопереход, то есть переход от генерации и потребления ископаемого топлива к возобновляемым и низкоуглеродным источникам энергии;
  • демографические вызовы, связанные как с сокращением населения в одних странах, так и с перенаселением в других;
  • риски возникновения новых эпидемий, как связанных, так и не связанных с климатическими изменениями;
  • мировые экономические процессы и деглобализация.

Для адекватного ответа на актуальные глобальные вызовы требуется решение ряда стратегических и тактических задач, важнейшей из которых является кадровая трансформация.

Прежде всего, необходимо идентифицировать задачи, требующие решения в среднесрочной и долгосрочной перспективах. На определенные вызовы мы отвечаем уже сегодня, например, развитие углеродного регулирования и появление новых видов отчетности о выбросах парниковых газов, требует повышение квалификации экологов предприятий. Однако, некоторые задачи требуют применения проактивного подхода, например, развитие искусственного интеллекта, адаптация к изменениям климата, предотвращение системных экологических катастроф и т.д.

Также, важно определить каких специалистов возможно переподготовить, а каких необходимо обучать со школьной скамьи. Ряд требуемых вакансий возможно заполнить уже опытными, компетентными специалистами, которые могут пройти короткие курсы повышения квалификации или программы переподготовки. Ряд же долгосрочных задач требует подготовки новых специалистов с иным мышлением и другой экологической культурой.

Кроме того, важно понимать какие ресурсы требуются для кадровой трансформации: научные и высшие школы, преподаватели, образовательные программы.

Эффективное решение всех перечисленных задач требует межотраслевого подхода. Современные специалисты в сфере экологии, климата и устойчивого развития не могут быть узкопрофильными. От экологов предприятий уже требуется обладать компетенциями в смежных отраслях: в химии, биологии, юриспруденции, инженерии и т.д.

Устойчивый специалист будущего – это специалист с базовыми знаниями в сфере экологии, адаптации к климатическим изменениям и устойчивого развития в целом, с высоким уровнем ответственности, системным и критическим мышлением, умением и готовностью обучаться на протяжении всей жизни.

Ссылка на сессию Климатических диалогов 24.11.23: https://climate-change.moscow/activity/klimaticheskie-dialogi-2023

Юлия Филаткина

Исполнительный директор Российского экологического общества, генеральный директор Национального Центра компетенций экологических реформ, заведующая кафедрой «Экологический менеджмент и устойчивое развитие» Академии Росстандарта