Поиск
Close this search box.
Поиск
Close this search box.

Глава Росприроднадзора — РБК: «Убивать бизнес нет никакого смысла»

Глава Росприроднадзора — РБК: «Убивать бизнес нет никакого смысла»
Глава Росприроднадзора Светлана Радионова рассказала РБК, как изменилось отношение бизнеса к экологии после штрафа «Норникелю» на ₽146 млрд и ужесточения требований ЕС, про экологический антирейтинг и борьбу с «фейковыми» отчетами.
«Компании понимают, что мы идем за ними по пятам»

— Экологическая повестка была навязана российскому бизнесу европейским регулированием или это неизбежный этап экономического развития?

— Безусловно, наш бизнес [сейчас] об этом громко говорит, так как его подталкивают экономические меры, в том числе скрытый вариант экономического давления (например, планы по вводу трансграничного углеродного налога в ЕС. — РБК). Но это насущная необходимость. Природа уже не может сама восстанавливаться. Мы заговорили об экологии не рано, а даже с опозданием. Человек должен оставить после себя не только руины. Появился громкий запрос общества на чистый воздух, воду и землю. Он справедлив. Мы слышим и делаем.

— Вы видите изменения в отношении бизнеса к экологии?

— Бизнес проходит стадию понимания. В процесс включатся банки и страховые компании, с которыми мы сейчас достаточно плотно работаем и обсуждаем их клиентский состав и экологические риски. Тогда у нас будет полноценное «зеленое» финансирование и мы начнем пересматривать свои технологии именно в этой части.

Пока компании видят финансирование «зеленых» проектов только как климатических. Но, мне кажется, они не должны ограничиваться вопросами климата — они должны касаться сохранения биоразнообразия и многих других вопросов экологии. Мы будем подталкивать к этому бизнес. Сейчас потихоньку разбираем отрасли (на предмет соответствия экологическим критериям. — РБК), и они понимают, что мы идем за ними по пятам. В прошлом году благодаря журналистскому сообществу к теме экологии было очень много внимания. Это привело к тому, что бизнес стал ранжировать свои проекты с точки зрения нанесения вреда экологии, больше говорить вдумчиво о «зеленых» инвестициях.

Экология по большому счету является драйвером экономических изменений. Удельный вес экологии будет только расти. Компаниям уже сейчас это надо учитывать.

— Когда появится экологический антирейтинг компаний?

— Все полгода ждут от нас этот рейтинг, который называется «Рейтинг экологической эффективности». Мы его для себя уже составили, внутри себя обсудили и поняли, что это (публикация антирейтинга. — РБК) достаточно агрессивная вещь, которая без нормального обсуждения не может закончиться ничем [хорошим].

К бизнесу необходимо относиться бережно. Можно его контролировать, направлять и даже консультировать, но убивать бизнес нет никакого смысла. И такого желания ни у кого нет. Наоборот, есть необходимость поддерживать бизнес, потому что там работают люди и так живет государство.

В середине марта мы попросим бизнес собраться — всех пригласим за стол переговоров. Сейчас выбираем площадку, например РСПП или «Деловой России», на которой обсудим методологию в этом рейтинге. Наверное, тоже будет гнев и отрицание, нас поправят. Дадим возможность компаниям самостоятельно предоставить сведения о том, что они делают для повышения экологической эффективности. Как только мы это обсудим и получим первые отзывы от бизнеса, к маю-июню будем готовы опубликовать этот рейтинг. Если нас не услышат и не придут, посчитав, что на это не нужно тратить время, это тоже будет ответом.

— Попадание в рейтинг может принести урон бизнесу?

— Задача антирейтинга — стимулировать оттуда выйти. Любая негативная информация о бизнесе — это неприятно и как минимум несет имиджевый урон. Такие антирейтинги составляются не для того, чтобы просто расставить компании по местам, а для того, чтобы сподвигнуть их вообще туда не попадать. Мы должны говорить о проблемах и о том, к чему нужно стремиться.

Подробнее: РБК

Фото: radionova.svetlana / Facebook