На территории России обитает более 600 тысяч бобров. Речные инженеры – яркий пример того, как деятельность животного помогает восстанавливаться природе. Бобры формируют ландшафты, создают пруды и болота и играют важную роль в оздоровлении озёр без тяжёлой техники и затрат.
На территории Полистовских болот (Псковская область) в 1970-80-е годы проводились масштабные работы по добыче торфа. Для этих целей были созданы сотни километров мелиорационных каналов и осушены большие площади болот. Со временем, когда торфопредприятие перестало работать, эти места оказались под повышенной угрозой торфяных пожаров, один из которых, в 2008-2010 годах не могли потушить длительное время. Сегодня бобры снова меняют этот ландшафт. Например, плотина бобров на магистральном канале мелиорации обеспечивает подтопление части осушенного и частично выгоревшего торфоместорождения в Бежаницком районе Псковской области.
«В научной литературе такой процесс называется “ревайлдинг” – возвращение природы в первозданное состояние. Не что иное, как восстановление функции нарушенных экосистем естественным путем, например, в результате деятельности животных, которые обитали здесь ранее и оказывали сильное влияние на облик местности. Также исследования по всему миру показывают, что бобры могут влиять на качество воды – изменять количество питательных веществ-микроэлементов, которые действуют как удобрения. Подвижность микроэлементов в экосистемах, которую ускоряют бобры, приводит к быстрому росту водной растительности и водорослей. Водоросли и другие водные растения составляют основу пищевой цепи. Бобровые плотины в ручьях блокируют поток воды, создавая пруды, которые затопляют близлежащие почвы. От этого меняются и растительные сообщества и животное население», – прокомментировал доктор биологических наук, директор Полистовского заповедника Николай Кораблев.
В Окском заповеднике (Рязанская область) поселения бобров, как правило, расположены на озёрах, старицах и руслах рек, и влияние бобров заметно меньше, чем на ручьях и каналах, где бобры возводят плотины. Тем не менее, влияние плотин бобров на водоём заметно. Животные в период засухи углубляют дно водоёма и не дают ему пересохнуть. Зачастую в небольших водоёмах к осени вода остаётся только в вырытых бобрами каналах и углублениях. Такая ежегодная работа бобров препятствует деградации водоема, его полному высыханию.
«Углубление бобрами водоёмов помогает выживать таким редким животным, как выхухоль, так как бобры поддерживают ее местообитания в приемлемом состоянии. Зачастую выхухоль использует не только бобровые каналы, но и их норы. Особенно важно это становится зимой, когда полное промерзание водоема может привести к гибели выхухоли», – прокомментировала кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Окского заповедника Надежда Панкова.
Бобровые запруды создают десятки новых водоёмов, которые становятся убежищем для уток, лягушек и насекомых. Водные объекты, в которые живут бобры, накапливают углерод и помогают регулировать микроклимат.
«Бобры, находившиеся в начале прошлого века на грани исчезновения, сегодня становятся союзниками в деле восстановления экосистем пресных водоёмов по всей России. Благодаря своей природной активности, эти животные вносят вклад в деле восстановления рек и болот. Их деятельность способствует сохранению биоразнообразия и устойчивости экосистем», – прокомментировал министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов.
Сегодня благодаря природоохранным мерам и программе реинтродукции бобры снова широко расселились по стране. Один из старейших питомников России находится в Воронежском заповеднике, где с 1930-х годов работают над восстановлением популяции.
Источник: Пресс-служба Минприроды России