Поиск
Close this search box.
Поиск
Close this search box.

Каспийское море можно спасти только всем вместе

Каспийское море можно спасти только всем вместе
Российский эколог, глава Российского экологического общества Рашид Исмаилов заявил «Вестнику Кавказа» о необходимости стабильного сотрудничества между прикаспийскими государствами для решения проблем Каспия. Он отметил, что юридическая база для этого есть, и призвал к большой совместной работе по спасению Каспийского моря.

Проблему обмеления Каспийского моря необходимо решать совместно не только всем пяти прикаспийским государствам, но и мировому сообществу в целом – об этом в беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» рассказал глава Российского экологического общества, директор Центра зеленой дипломатии РУДН Рашид Исмаилов, комментируя потенциальные проекты по контролю уровня воды в Каспии.

Москва и Баку вместе спасают Каспий

Напомним, что президент России Владимир Путин говорил о проблеме обмеления Каспия на Петербургском международном экономическом форуме 19 июня, отмечая сотрудничество с Азербайджаном в решении этой глобальной экологической задачи. Тогда он призвал к усиленной работе как по установлению причин понижения уровня воды в море, так и по исправлению ситуации.

«Проблема носит безусловно очень большой, если не сказать глобальный характер. Здесь нужно вовремя принимать согласованные действия. Я знаю что правительство Российской Федерации вместе с правительством Азербайджана в этом отношении работают и ищут варианты», – Владимир Путин.

Риски обмеления Каспийского моря

Рашид Исмаилов прежде всего подчеркнул, что риски и для экологии, и для экономики Каспия от обмеления моря очевидны.

«Из-за этого создаются угрозы в первую очередь сохранению биоразнообразия моря. Также нарастают существенные риски экономической деятельности: рыболовству, судоходству и состоянию портовой инфраструктуры. Обмеление Каспия может негативно повлиять на формирование такого проекта, как Южный транспортный коридор», — сообщил он.

Отметим, что уже сейчас степень обмеления Каспия – порядка 2 м за 20 лет – создает проблемы для транскаспийских грузоперевозок: в казахстанском порту Актау больше невозможно полностью загружать танкеры и сухогрузы, иначе они погружаются в прибрежный ил. Грузовые корабли мощностью 6,8 тыс т загружают только на 6,5 тыс т, мощностью 12 тыс т – на 9-10 тыс т. Продолжение такой тенденции лишит морские перевозки по Каспию рентабельности.

Спасение Каспия – общее дело

Действовать нужно уже сейчас, причем всем вместе, указал Рашид Исмаилов.

«Странам каспийского региона надо сосредоточиться на совместной работе по прогнозированию климатических изменений и других природных явления и адаптации к ним. Это вопрос ресурсов, которых сегодня явно не достаточно», — сказал он, добавив, что за ресурсами для борьбы с обмелением Каспия уместно обратиться к мировому сообществу, в первую очередь к тем странам, которые заинтересованы в экономической активности на Каспии.

«Справедливости ради надо сказать, что задача по сохранению Каспия – не только государственного уровня. Считаю, что на научные исследования по изучению природы Каспийского моря должны тратить свои финансовые средства и компании, добывающие углеводороды  на Каспии, а также работающие на его прибрежной территории. Бизнес сегодня просто обязан быть экологически ответственным», — пояснил глава Российского экологического общества.

Как вернуть воду в Каспийское море?

Характерно, что именно коммерческая компания не так давно выступила с инициативой по спасению Каспийского моря – азербайджанское предприятие ADOG вместе с международным морским портом «Зиря» предложило проект по организации перетока воды из Черного моря в Каспий. Проект предполагает строительство подземного гидротехнического тоннеля 10-метрового диаметра под территориями Азербайджана и России либо Грузии, по которому вода благодаря перепаду высот (Каспий на 26,5 м ниже) сама будет поступать из одного моря в другое.

В компании пояснили, что у обмеления Каспийского моря есть признаки антропогенной экологической катастрофы, в связи с чем прикаспийским государствам уже нельзя полагаться на естественный цикл колебания уровня воды в Каспии и нужно собственными силами бороться с ситуацией. Кроме того, ADOG предлагает установить в тоннеле несколько гидротурбин, чтобы вырабатывать на перетоке воды порядка 170 МВт энергии в год, что позволит проекту выйти на самоокупаемость. В перспективе опыт строительства такого тоннеля может быть применен для восстановления Аральского моря и озера Урмия.

У экологии нет границ

Рашид Исмаилов, завершая комментарий о методах борьбы за уровень воды в Каспийском море, отметил, что с юридической точки зрения у прикаспийских государств есть необходимая база для сотрудничества.

«Правовые механизмы общей заботы о природе Каспия созданы – это Тегеранская конвенция. Здесь нам в помощь еще и зеленая дипломатия. Нужно понимать, что у экологии нет границ: ни административных, ни географических, ни национальных. Неправительственный сектор тоже должен брать на себя инициативы по сохранению жемчужины мирового уровня – нашего общего Каспия», — заключил директор Центра зеленой дипломатии РУДН.

Обмеление Каспийского моря – общая проблема прикаспийских государств, которая уже сегодня негативно влияет на все пять стран и вместе с тем на их партнеров, перевозящих грузы по транскаспийским маршрутам. Необходимость в решении этой проблемы является одной из основ для поддержания стабильного сотрудничества и прочного партнерства между прикаспийскими государствами – иначе Каспий не спасти.

Источник: Вестник Кавказа