Поиск
Close this search box.
Поиск
Close this search box.

Осознанная экология vs сила привычки: как молодежь может изменить «зеленую» среду России

Осознанная экология vs сила привычки: как молодежь может изменить «зеленую» среду России
Среди молодых россиян растет запрос на интеллектуальную экологию, кроме того, концепции экоактивизма могут получить всероссийское распространение в качестве инструмента социального лифта — в том случае, если этот лифт будет работать. Как «зеленые» практики могут внедряться в семьи и какие привычки по сбережению природных ресурсов россиянам сложнее всего сформировать — в интервью с Рашидом Исмаиловым, главой Российского экологического общества, председателем Общественно-экспертного совета по национальному проекту «Экология».

Молодые люди хотят развиваться в экоповестке

— Какие тренды в развитии молодежного экоактивизма Вы можете отметить?

— Среди молодежи старше 18 лет (как правило, это работающие или даже имеющие свой бизнес люди) появился запрос на включение в экологическую повестку, они напрямую адресовали его Российскому экологическому обществу. Люди стремятся к интеллектуальной экологии: им уже неинтересно просто убирать на улице, собирать мусор и высаживать деревья. Есть большая потребность действовать осознанно, осмыслять экологические активности и, что не менее важно, видеть некий след своей деятельности в реализации государственной политики. Эта молодая аудитория готова включаться в разработку законодательных инициатив, технологическое развитие, предлагать новые решения. Кроме того, молодые люди видят возможности продвижения личного бренда в экологической политике, может быть, с некими амбициями на власть, на участие в местном и региональном самоуправлении.

Этот запрос мы постарались удовлетворить через создание платформы, которая называется «Экомолодежка.РФ». Она не предполагает ни системы членств, ни обязательств для активистов, а просто дает возможность проявить себя через экологическую повестку. Это важная инициатива, потому что в этой теме сейчас велик запрос на работающий социальный лифт. Подчеркиваю — работающий. При всем уважении к существующим институтам, которые предлагаются молодежи, не все удовлетворены тем, как в реальности они работают. В регионах очень много ребят — молодых ученых и предпринимателей, — которые достойны того, чтобы получить реальную поддержку, в том числе менторскую. В рамках нашей платформы, например, мы даем навыки лидерства, а лидерство в экологических практиках очень важно. Активист, проявивший себя, уже в скором времени может стать привлекательным кадром для корпораций, для власти. Вот такой запрос мы удовлетворяем.

— Молодежь сегодня воспринимает экологический активизм как социальный лифт?

— Как социальный лифт, как возможность развиваться в политике, в обществе, завоевывать новые высоты через «зеленую» повестку. Почему именно эта сфера служит таким «трамплином» для личности? Потому что это неконфликтная область, она созидательная и подходит российскому культурному коду, органично вписывается в концепцию позитивного развития человека. Экология и развитие личности —хорошо совместимые направления, молодежь это чувствует.

В то же время в этом вопросе есть четкая возрастная градация. Взрослеющая молодежь склонна постепенно отстраиваться от практик волонтерства и проявлять интерес к концептуальной работе, реализации масштабных инициатив. Непосредственное волонтерство этот запрос уже не удовлетворяет.

Как экологическая культура приходит в семью

— По данным опроса ВЦИОМ, 52% россиян (самостоятельно или вместе с членами семьи) принимали участие в какой-либо деятельности, направленной на решение экологических проблем. С Вашей точки зрения, в каких условиях лучше формируется экологическая ответственность? Сильно ли здесь влияние семьи или молодежь самостоятельно формирует ответственность?

— Типичным мне представляется привнесение экологических практик через самых молодых членов семьи. Так называемые зумеры, например, сами культивируют, пропитываются этой культурой и потом приносят ее в свои семьи. То же самое касается многих детей, которые учатся в школах, проходят экоуроки, и эффект экологического просвещения ребята несут в семьи. Не из семьи в школу, а из школы в семью — это, мне кажется, аспект, который заслуживает внимания социологов.

Кроме того, большое значение имеет эффект командной работы, влияние лидеров мнений. Каждый лидер мнения формирует команду, вокруг него создается комьюнити, которое может нести в общество культуру экологических практик. Таким образом, молодые люди являются источниками формирования экологической культуры.

— Предположу, что определенное влияние имеют и экологические акции — такие как «День Земли» и другие. Правда, по данным ВЦИОМ, 30% населения не слышали о проведении таких акций. Можем ли мы что-то сделать для повышения их популярности?

— Такая работа ведется. В рамках нацпроекта «Экология» проводится масштабное информирование. Но при этом хочу сказать, что у нас в стране очень мало экологической пропаганды. Я не только про акции, а про экологию в принципе, в том числе про государственные инициативы. До населения доносится мало информации, хотя оно и является получателями этих услуг и вообще вся госполитика в экологии направлена на благополучие человека, на повышение качества жизни. Мы должны больше получать информации, чтобы быть идеологически вовлеченными. Помимо этого, очень много фейков, недостоверной информации, требуется масштабная разъяснительная работа.

Экологические практики нужно интегрировать в образование

— Если говорить об интеграции в образовательную среду, насколько полезно было бы внедрение той самой интеллектуальной экологии в школьные, университетские программы? Или, возможно, это уже в достаточной степени реализуется?

— Эти направления, на мой взгляд, реализуются в недостаточной степени. В Конституцию были внесены очень важные поправки, которые касаются обязанностей правительства Российской Федерации обеспечивать условия для экологического образования и просвещения. К сожалению, в полной мере эти положения пока не реализуются. Вместе с тем задачи по экологическому просвещению и воспитанию взяли на себя неправительственные организации — и, надо сказать, достаточно успешно их решают. Во многих регионах, во многих школах, в детских садах в различных форматах реализуются такие проекты. Экоуроки, акции, просветительские игры — эта работа в учебных заведениях ведется, хотя не хватает единого подхода.

В экспертном сообществе обсуждается вопрос, нужен ли отдельный урок экологии. К единому решению пока не пришло, но так или иначе экологическое образование, просвещение в каких-либо формах необходимо.

В то же время заметны определенные позитивные тренды: школа сама по себе становится объектом «зеленой» повестки безотносительно образовательных элементов — раздельный сбор мусора, сбор батареек. Мне кажется, этот формат было бы неплохо масштабировать и в университетах: для пытливых студентов экологическая повестка, вовлечение в которую началось с таких небольших шагов, может стать чем-то большим. У нас есть ассоциация «зеленых» вузов, и такие инициативы надо расширять.

Экоактивизм как бытовая практика: почему непросто научиться разделять мусор

— Можно ли говорить о том, что ежедневные экологические практики вошли в жизнь россиян? Насколько сложно людям перестраивать свой ежедневный цикл жизни с учетом принципов экосбережения? Как выглядит российская экологическая привычка?

— Как вы понимаете, пока эти практики носят исключительно характер личной инициативы. Базовая, самая распространенная практика — раздельный сбор мусора у себя дома. Это, конечно, элемент, необходимый для всей реформы чистоты, но пока люди это делают исходя только лишь из личной экологической ответственности. Когда говорят, что у нас огромное количество людей разделяет мусор, к этим данным я отношусь с осторожностью. Возможно, часть ответов участников исследований обусловлена не реальным укладом жизни, а эффектом «социального одобрения» — желанием выглядеть хорошо в глазах того, кто спрашивает. Сколько людей в реальности разделяют мусор и насколько системно это делают, мы не знаем.

Некоторые практикуют сдачу вторичного сырья за деньги — это хороший инструмент получения дополнительного дохода, такие методы стимулирования тоже существуют. Но, должен сказать, здесь важную роль играют вопросы воспитания, внутренней культуры. Мы в массе своей пока не дошли до того уровня культуры, когда наш внутренний регулятор не позволит выкинуть фантик на асфальт, просто не допустит такого варианта. Это должно быть заложено с детства!

На определенном этапе внутреннее понимание нормы в этом вопросе могут помочь сформировать методы финансовых ограничений, штрафных санкций. Я сам сторонник жесткой регламентации в отношении экологического оборота бизнеса и в отношении экодиссидентов, которые демонстрируют публичную позицию отторжения всех экологических правил. Увы, у нас самым эффективным мотивационным инструментом является рубль.

— В какой среде особенно важно формировать экологические привычки? Кажется, что в условиях жизни на природе, сельского уклада они формируются естественным образом.

— Действительно, в деревенском быту нет столько упаковки, нет столько мусора, который накапливается в городе. У нас в городе же больше половины мусора — это упаковка, то, что мы покупаем в супермаркетах. Я часто прошу своих студентов провести эксперимент: купить два пакета продуктов в магазине, принести домой и посмотреть, сколько из этого продуктов, а сколько — мусора. И что получается? Получается очень интересная история: мы покупаем мусор. Мы покупаем мусор, несем его домой, храним какое-то время дома, потом выкидываем. Получается такой мусорный водоворот, мы его активные участники. Убежден: осознанный экоактивизм нужно начинать с себя, с анализа своих ежедневных привычек.

Источник: ВЦИОМ