Рашид Исмаилов, глава Российского экологического общества обозначил в колонке Ведомости Северо-Запад своем мнение о контроле в сфере экологии.
В последние годы в России власть все активнее включается в контроль над экологической повесткой: вопросы охраны и контроля окружающей среды выходят на первый план. Активное участие власти в решении подобных проблем обусловлено конституционными правами человека на экоблагополучие. И это не просто тренд, а насущная необходимость.
Есть несколько факторов, которые повлияли на формирование тренда на усиление «экодиктатуры». Под этим термином понимается диктатура природоохранного законодательства, то есть приоритет экологического благополучия над хозяйственной деятельностью. Этот тренд вызван несколькими причинами. Во-первых, запросом самого общества. Люди сегодня стали более требовательны к качеству окружающей среды, так как это напрямую связано с их здоровьем. Во-вторых, это принципиальная позиция федеральной власти, которая поставила амбициозные экологические цели.
Есть и третий фактор, который влияет на усиление экополитики. Речь идет о развитии новых информационных технологий. СМИ, экоактивисты и экоблогеры сегодня обеспечивают открытость деятельности природо- и недропользователей. Это создает публичную нетерпимость к экодиссидентам, игнорирующим требования закона. Общественный контроль становится эффективным и действенным инструментом.
Заставлять промышленников соблюдать природоохранное законодательство и государственные предписания приходится постоянно. Практика показывает, что работа с собственниками компаний-загрязнителей дает свой эффект. Это последовательная работа, которая началась несколько лет назад и планомерно продолжается сегодня. В 2025 г. вступило в силу несколько десятков нормативных актов, направленных на ключевые сферы экологической деятельности. Они коснулись отчетности компаний, природоохранной документации, водопользования и работы с отходами и выбросами.
Например, принятый недавно закон № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» расширил ответственность производителей и импортеров товаров и упаковки за утилизацию этих отходов. Были введены новые ставки экосбора, зависящие от экологических характеристик товаров и упаковки. Его главной целью стало снижение захоронения отходов и стимулирование вторичной переработки. На федеральном уровне введено требование по применению наилучших доступных технологий для получения комплексных экологических разрешений. В последние несколько лет администрирование экоплатежей в России было существенно ужесточено за счет ряда законодательных изменений, направленных на повышение собираемости платежей и контроль со стороны государства.
Кроме того, с 2025 г. начало действовать новое Положение о проведении государственной экологической экспертизы. Оно в том числе расширяет и уточняет перечень объектов, подлежащих ГЭЭ, что позволяет учесть современные экологические риски при реализации проектов. Риски для компаний, которые не соблюдают требования, становятся все серьезнее. Одно пропущенное требование грозит штрафами, приостановкой деятельности или отказом в приеме отчетности и проектной документации, а также внеплановыми визитами надзорных органов.
Благодаря сильной экологической политике государства промышленные предприятия начинают осознавать степень экологических рисков в своей деятельности. Несмотря на мораторий на проверки бизнеса, внеплановые проверки осуществляются, в том числе по обращениям граждан.
Растет и внимание к нарушителям природоохранного законодательства со стороны генпрокуратуры и следственного комитета, активно развиваются системы автоматического контроля, цифровой мониторинг. Это все усиливает контроль за компаниями-загрязнителями.
Одним из примеров среди российских регионов, где местные власти вслед за федеральными демонстрируют проактивный подход в государственном эконадзоре, можно назвать Ленинградскую область. Например, здесь в 2022 г. была создана областная экологическая милиция, подведомственная комитету государственного экологического надзора региона. Это региональный институт экологического контроля, уже ставший брендом. По итогам 2024 г. эконадзор региона возбудил более 1500 дел по экологическим правонарушениям – это на 23% больше относительно 2023 г. В результате было вынесено 1219 постановлений о штрафах на общую сумму 44,6 млн руб. Успех такого надзорного органа может стать примером для тиражирования аналогичных проектов в других регионах.
Другой важный орган, который действует в регионе с 2009 г., это Общественный экологический совет при губернаторе Ленинградской области. Общественный институт гражданского общества тоже старается использовать все возможности для реализации общественного контроля. Например, по инициативе совета создается совместная с общественниками Санкт-Петербурга мониторинговая группа, которая будет обеспечивать контроль над строительством объектов обращения с отходами.
Формирование экологической ответственности – это важный вопрос для делового сообщества. От государственных контролеров запрос к загрязнителям сегодня достаточно простой: соблюдайте требования закона и к вами никто не придет. К сожалению, пока основная мотивация соблюдать природоохранные требования, это экономические санкции. Рубль является тем самым инструментом, который понуждает промпредприятия быть экологически ответственными.
«Экодиктатура» – это развивающийся тренд, поэтому в перспективе ближайших лет надзор за загрязнителями будет ужесточаться, а государственные предписания будут более строгими. Чтобы действительно достичь экологического благополучия, чиновникам и владельцам компаний нужно менять мышление. Каждый должен осознавать свою ответственность.
Источник: Ведомости Северо-Запад