Рашид Исмаилов, глава Российского экологического общества обозначил в колонке Ведомости Северо-Запад актуальность экологического просвещения.
В России активно развивается направление экологического просвещения, проекты в этой области не просто актуальны, они критически востребованы. Повышение экологической культуры общества – это идеологическая задача государственной важности. Но, как показывает практика, в этом плане еще есть куда расти. Подтверждение этому – постоянно появляющиеся несанкционированные свалки или регулярные акции по уборке мусора в одном и том же месте.
Сегодня основным драйвером экопросвещения остается некоммерческий сектор. Значительное количество грантов, проектов и программ природоохранных НКО направлено на повышение экологической грамотности населения. Именно на некоммерческом секторе лежит эта социальная ответственность – быть проводником госполитики, транслировать в доступной форме просветительские задачи, в том числе в рамках нацпроекта «Экологическое благополучие».
Со стороны населения сформировался огромный запрос на экологическую открытость власти. Поэтому у НКО здесь, как говорится, поле непаханое работы. Это касается и прозрачности решений, и ознакомления с планами чиновников и власти, например, по строительству комплексов по переработке отходов. Большое количество фейков возникает на этой почве. Есть лица, которые используют закрытость власти и манипулируют общественным мнением. Обществу же нужна достоверная и верифицированная информация. В этом состоит еще одна задача НКО – защитить интересы и конституционные права людей.
При этом не следует разделять общество на целевые аудитории просветительских проектов. Мы все должны менять сознание и становиться экоответственными. Тем не менее, основной фокус необходимо смещать на загрязнителей, то есть на бизнес. Именно собственники промпредприятий должны менять свое мышление.
На данный момент в проекты экопросвещения сильнее всего вовлечено молодое поколение. Чем это обусловлено? Они по своей природе и возрасту визионеры, сами проектируют свою жизнь. Для них экология – это абсолютно конкретная история, это фактор качества их жизни.
Есть несколько сложностей, с которыми сталкиваются проекты по экологическому просвещению. Ключевые барьеры по реализации экопросветительских проектов состоят в дефиците ресурсов, в первую очередь – финансовых. Просвещение, по своей сути, не бизнес-тема, это мероприятия с далеко отложенным эффектом. Результаты общество увидит только через поколения, в этом и сложность обоснования выделения значительных финансов на эти проекты.
Кроме того, все активности общественников требуют поддержки прессы. В этом смысле должна реализовываться агрессивная экопропаганда. Например, вместо развлекательных шоу на телевизионных каналах в прайм-тайм неплохо было бы показывать социально значимые программы о раздельном сборе отходов или задачах нацпроекта «Экологическое благополучие».
Тем не менее, будущее экопросветительских проектов выглядит оптимистично. На него точно есть запрос. Поэтому господдержка экопросвещения растет, подтверждение этому – старт работы президентского природоохранного фонда. Для некоммерческого сектора это дает значительные возможности. Хочется надеяться, что и корпоративный сектор будет уделять все больше внимания подобным проектам, и как минимум начнет поддерживать НКО, работающие в этой сфере. К сожалению, многие крупные промышленные предприятия до сих пор занимаются гринвошингом (от англ. greenwashing – «зеленый камуфляж», маркетинговая стратегия, направленная на создание ложного впечатления о том, что компания или ее продукция являются экологически ответственными) и подменяют реальные просветительские проекты красивыми местечковыми акциями.
Источник: Ведомости Северо-Запад