Поиск
Close this search box.
Поиск
Close this search box.

Шаг на встречу или новые расходы для бизнеса?

Шаг на встречу или новые расходы для бизнеса?
30 июля 2025 года в рамках заседания Комитета по поддержке предпринимательства в сфере экологии и природопользования при ТПП Волгоградской области обсудили: «Обращение побочных продуктов животноводства: требования, ответственность, практическая реализация».

В мероприятии приняли участие — представители органов власти, ТПП Волгоградской области, более 50 предпринимателей, осуществляющих деятельность в области животноводства из Фроловского, Алексеевского, Киквидзенского, Чернышковского, Суровикинского, Камшинского, Ленинского и Городищенского районов Волгоградской области, а также Волгоградское отделение Российского экологического общества.

Сельхозпроизводителя услышали 

По данным экспертной оценки за 2024 год, общий объем образования продуктов животноводства в России всеми категориями хозяйств составляет 300 миллионов тонн в год. Из всех предприятий, лишь 45% организаций вносят обработанный навоз или помёт на поля, тогда как в отчётность по форме 2-ТП («Отходы») было подано всего 45 миллионов тонн сельскохозяйственных отходов.

Экспертная оценка ситуации

Тезис руководителя регионального отделения Российского экологического общества Руслана Зейналова

«Современные отходы животноводства содержат не только полезные элементы, но и вредные вещества: антибиотики, вакцины, гормоны, гельминтов. Также выделяется большое количество патогенных микроорганизмов».

Некоторые штаммы бактерий сохраняются в необработанных навозах и помётах более 400 суток, представляя угрозу здоровью человека и состоянию окружающей среды.

Перспективы переработки

Практически весь спектр навозов и помётов является отличным сырьём для изготовления органических удобрений. В нём присутствуют все важные компоненты, необходимые растениям, включая:

  • Азот,
  • Фосфор,
  • Калий,
  • Органику.

Специалисты советуют применять навоз и компосты на полях, восполняя ежегодные потери плодородия почвы (гумус).

Проблематика законодательства

Применение навоза в небольших хозяйствах воспринимается положительно и считается полезным действием. Однако промышленные объёмы отходов создают проблемы для экологии и здоровья населения. Ранее:

  • Продукты жизнедеятельности крупного рогатого скота и домашней птицы считались опасными отходами.
  • Их обработка требовала наличия специальных лицензий.
  • Необходимо было платить штрафы за загрязнение природы.

Даже переработка навоза и помёта в удобрение была связана с регистрацией как агрохимиката, что усложняло жизнь аграриев и приводило к серьёзным финансовым потерям вплоть до закрытия предприятий.

Новый закон (№ 248-ФЗ)

С 1 марта 2023 года вступила в силу новая редакция Федерального Закона о побочных продуктах животноводства (ППЖ). Теперь сельскохозяйственным организациям предоставлен выбор:

Вариант первый: признание продукта отходом

Можно считать навоз и помёт отходами, однако при этом возникают следующие обязательства:

  • Получение специальной лицензии на деятельность с отходами.
  • Выплата платежей за отрицательное влияние на природу.
  • Создание объектов хранения отходов, внесение их в государственный реестр.
  • Проектирование, строительство лагун и хранилищ.
  • Прохождение государственной экологической экспертизы технологий утилизации.

Вариант второй: использование статуса побочных продуктов

Организация может выбрать режим побочных продуктов животноводства, соблюдая ряд требований и норм, установленных законом. Согласно этому варианту, фермер самостоятельно принимает решение о порядке обращения с отходами и обязан подать уведомление в территориальные органы Россельхознадзора каждый год.

Таким образом, теперь производители сами определяют статус своего сырья, учитывая правовые аспекты и экономические выгоды своей деятельности.

Закон о побочных продуктах животноводства действительно является важным инструментом регулирования отрасли, учитывая особенности российского сельского хозяйства. Основные положения и ключевые моменты, затронутые вами, сводятся к следующим аспектам: 

Специфика правового регулирования

  • Закон устанавливает четкое разделение ответственности между ведомствами, закрепляя полномочия Россельхознадзора в вопросах контроля над использованием побочных продуктов животноводства.
  • Контроль осуществляется в рамках ветеринарных норм и правил содержания животных, использования земель сельскохозяйственного назначения и экологического законодательства.

Нормативное регулирование технологий переработки

  • Переработанные материалы (навоз, помет) должны соответствовать установленным требованиям безопасности, подтвержденным лабораторными исследованиями.
  • Методы переработки включают выдерживание, компостирование и применение специальных препаратов, выбор метода зависит от владельца животного или птицефермы.

Хранение и обработка побочных продуктов

  • Хранение должно осуществляться на специально подготовленных площадках с бетонированием, гидроизоляционными материалами или глиняной подушкой.
  • Технологические требования к специализированному оборудованию отсутствуют, действуют только общие строительные нормы и правила.

Административная ответственность

  • За нарушение установленных требований предусмотрены значительные штрафы:
  • Для юридических лиц — от 250 тыс. до 300 тыс. рублей.
  • Для индивидуальных предпринимателей — от 50 тыс. до 60 тыс. рублей.
  • Для должностных лиц — от 30 тыс. до 40 тыс. рублей.
  • В случаях серьезного ущерба здоровью населения или окружающей среде штрафы увеличиваются многократно.

Инновационные меры воздействия

Нарушение порядка обращения с побочными продуктами животноводства может привести к их официальному признанию отходами, что влечет дополнительные обязательства по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, закон направлен на обеспечение экологической безопасности и санитарных условий в сельском хозяйстве, одновременно защищая интересы производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции. Важность этого документа подчеркивает необходимость строгого соблюдения всех нормативных актов и процедур, связанных с обращением с побочными продуктами животноводства.

Подробнее: ВК ТПП Волгоградской области