Поиск
Close this search box.
Поиск
Close this search box.

Состоялся Экозавтрак «Влияние новой коронавирусной инфекции на окружающую среду»

Состоялся Эко-завтрак «Влияние новой коронавирусной инфекции на окружающую среду»
В рамках Экозавтраков продолжается сотрудничество членов Российского экологического общества и приглашенных экспертов по вопросам охраны окружающей среды. На встрече 17 марта спикеры обсудили проблему влияния распространения COVID-19 на состояние окружающей среды и государственную политику в области экологического развития и поделились возможными путями ее решения. Особое внимание было уделено вопросу отходов, которые образовались в результате противодействия пандемии.

Модератором Экозавтрака выступила Наталия Ушакова, руководитель Департамента регионального развития Российского экологического общества.

«Сегодня мы видим, что пандемия пошла на спад, понемногу отменяются антиковидные меры безопасности, что не может не радовать. И, возможно, на первый взгляд тема сегодняшнего Экозавтрака покажется неактуальной, но основная проблема, которая видна всем, — это отходы, накопившиеся за годы пандемии, которые еще долгое время будут наносить вред окружающей среде. Влияние медицинских отходов с каждым годом будет только нарастать, так как увеличивается производство, продажа и потребление как рецептурных, так и безрецептурных препаратов, соответственно, увеличивается и влияние на все компоненты окружающей среды — воду, воздух, почву. В сложившейся ситуации необходимо сделать выводы, которые позволят снизить риски как для здоровья населения, так и для окружающей среды», — открыла дискуссию Наталия Ткаченко, директор Экспертного департамента Российского экологического общества, руководитель Липецкого регионального отделения, специалист по судебной экологической экспертизе.

Наталия также отметила необходимость сформировать предложения по итогам Экозавтрака для профильных министерств: в области законодательства (природоохранного, санитарно-эпидемиологического), способов аналитики, расширения контроля, мониторинга поверхностных вод, почвы, воздуха и экологического просвещения.

Ольга Фильченкова, заместитель директора Экспертного департамента Российского экологического общества, член секции общесистемных проблем государственной политики в сфере природных ресурсов и экологии Научно-технического совета Минприроды, рассказала о результатах проведенного ею в 2020-2021 годах исследования влияния распространения новой коронавирусной инфекции на состояние окружающей среды и на ее отдельные компоненты. Среди сильных сторон влияния распространения COVID-19 Ольга выделяет снижение антропогенной нагрузки и потребления ресурсов, а также толчок к развитию экономики — например, к экономике замкнутого цикла, внедрению системы оборотного водоснабжения. В то же время слабые стороны — увеличение негативного воздействия на окружающую среду (увеличение количества одноразовых отходов, расхода воды и электроэнергии, использование моющих и дезинфицирующих средств), торможение реформы обращения с ТКО, спад экономики, уменьшение инвестиционной активности. Возможности, которые открыла пандемия, по мнению эксперта, следующие: стимулирование научно-технологического развития (дистанционный формат работы/обучения/оказания услуг, цифровая экономика, развитие ВИЭ и т.д.), развитие волонтерской деятельности и социально ориентированных НКО, экономия ресурсов. К угрозам Ольга Фильченкова отнесла обострение конкуренции, угрозы экологической безопасности, гринвошинг, ускорение климатических изменений, нарастание неопределенности.

Подводя итоги, эксперт отметила:

«За период 2020-2021 годов довольно большое количество инициатив было принято, и ковид в той или иной мере на это определенное влияние оказал — например, была утверждена стратегия низкоуглеродного развития, принята концепция развития водородной энергетики, вышел ФЗ об ограничении выбросов парниковых газов… В целом хочу отметить, что в такой довольно непростой период государство не снизило объем бюджетной поддержки, и реализация нацпроекта «Экология» успешно продолжалась. Соответственно, ковид можно рассматривать как толчок к устойчивому развитию и ускорению цифровизации в государственном и частном секторах. Можно сказать, что больше положительных моментов было от влияния пандемии на вопросы охраны окружающей среды и управления природными ресурсами».

Сергей Бобылев, заведующий кафедрой экономики природопользования МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, руководитель Центра биоэкономики и эко-инноваций ЭФ МГУ, говоря о взаимосвязи COVID-19 с целями устойчивого развития ООН, отметил, что пандемия показала провал следующих двух целей устойчивого развития:

  • 16. Содействие построению миролюбивых и открытых обществ в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях
  • 17. Укрепление средств достижения устойчивого развития и активизация работы механизмов глобального партнерства в интересах устойчивого развития

«Ковид показал, что каждый стоит сам за себя. Когда волны ковида пришли в Индию и Африку, стало понятно, что без международной кооперации миру не справиться с другими потенциальными волнами — они очень опасны и будут обостряться, на мой взгляд. Сейчас мы видим, что обостряется водный дефицит, продовольственный дефицит, меняется климат. Я думаю, волны эпидемий пойдут еще сильнее, если мы не справимся с задачей №17», — полагает Сергей Бобылев.

Александр Гинзбург, доктор физико-математических наук, член Совета Российского экологического общества, главный научный сотрудник Института физики атмосферы имени А.М. Обухова РАН, поделился результатами влияния локдауна и пандемии в целом на качество воздуха в Москве. Согласно исследованию, в котором эксперт принимал участие, в конце марта 2020 года в московском регионе сложились неблагоприятные метеорологические условия с очень высоким загрязнения приземного воздуха. Но уже в апреле и мае воздух Москвы очистился по двум причинам: за счет снижения транспортной активности и отсутствия неблагоприятных метеорологических условий. Проведений анализ некоторого улучшения качества воздуха в Москве во время действия ограничений, обусловленных пандемией, показал различие воздействия снижения экономической активности на содержание разных атмосферных загрязняющих веществ вблизи автотрасс и в жилых кварталах города.

Александр Гинзбург отметил, что задача по исследованию качества воздуха оказалась трудной, поэтому ко всему, что мы знаем про COVID-19, нужно относиться крайне внимательно и осторожно.

Владимир Березин, эксперт Российского экологического общества, остановился на проблемах законодательного регулирования деятельности в области обращения с медицинскими отходами, актуальность которых возрастает в условиях пандемии COVID-19, а также на вариантах возможного нормативного регулирования.

«Тема медицинских отходов достаточно долгое время имеет попытки государственного регулирования, однако на сегодняшний день по-прежнему №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» исключает из-под своего регулирования медицинские отходы, которые часто представляют собой вещи, схожие с твердыми коммунальными отходами, либо с промышленными отходами, либо с отходами, которые мы привыкли видеть, но у которых будет стоять звездочка «медицинские» — например, шины автомобилей скорой помощи или же химические реактивы, образующиеся в больницах и являющиеся чистой воды химическими отходами. Получается абсолютная двойственность — вещи одни и те же, а регулированию в привычном виде не подлежат», — сказал Владимир.

По словам спикера, в разных источниках неоднократно возникало предложение отрегулировать деятельность по обращению с медицинскими отходами в рамках №89-ФЗ, в котором содержатся положения о контроле, лицензировании, а также всевозможные меры регулирования, и достаточно удобно было бы встроить туда медицинские отходы, однако органы регулирования не дают точного согласия на такую меру.

«На мой взгляд, самым действенным методом было бы все-таки прописать в законодательстве такую норму — в 89-м ФЗ или 323-м, как встречную норму, — о том, что после выполнения всех требований, установленных санитарно-эпидемиологическим законодательством и законодательством в области охраны здоровья граждан, медотходы утрачивают свойство медицинских и регулируются законодательством в области обращения с отходами», — подытожил Владимир Березин.

Продолжая тему медицинских отходов и их регулирования, эксперт Российского экологического общества Станислав Черненко отметил:

«Что касается проблематики обращения с масками, которые являются отходами не медицинских организаций, а населения и представляют большую проблему, то я думаю, что здесь — и это обсуждалось в том числе на различных площадках с Минприроды и Правительством — важную роль имеет просвещение населения, как раз в области раздельного сбора отходов. А также, возможно, предложения по каким-то дополнительным процедурам в отношении медицинских масок или средств индивидуальной защиты — потому что это не только медицинские маски, но и самодельные, это и многоразовое использование медицинских масок или марлевых повязок. Это все нужно рассматривать в разрезе обращения с твердыми коммунальными отходами. Вопрос просвещения очень близок Российскому экологическому обществу, поэтому в этой плоскости можно предложить регуляторам дополнительную проработку законодательной инициативы».

Российское экологическое общество намерено развивать тему влияния распространения новой коронавирусной инфекции на состояние окружающей среды и государственную политику в области экологического развития и приглашает экспертов к дальнейшему обсуждению этой проблемы и поиску возможных решений с целью формирования предложений и резолюций для профильных министерств.

Запись Экозавтрака можно посмотреть на нашем YouTube-канале по ссылке: https://youtu.be/JbVp2Qo1an0