Организаторами этого масштабного события выступили активисты регионального отделения Российского экологического общества в Республике Бурятия: школа «Экос» Городского Дворца детского (юношеского) творчества, Институт естественных наук БГУ им Д. Банзарова и АНО Центр экологических инициатив «Экосфера».
Благодаря поддержке Ассоциации «Заповедное ожерелье Байкала», Байкальского заповедника, Заповедного Подлеморья, Профсоюзу работников образования, региональным отделениям: движения «Экосистема», Движения Первых, Русского географического общества — форум получился по-настоящему насыщенным и разнообразным.
Старт форуму дала Большая экологическая игра – настоящее приключение в духе юннатских экспедиций. Команды с энтузиазмом определяли возраст деревьев, создавали мини-гербарии, проводили глазомерную съемку, собирали рюкзак настоящего натуралиста, пели под гитару и демонстрировали знания на многих других увлекательных станциях. Представьте только этот марафон эрудиции и смекалки:
- «Дендро-хроники» и «Мини-гербарий» — где пригодилась ботаника.
- «Гнездостроители» и «Красная книга» — здесь ожила зоология.
- «Юный топограф» — проверка знаний по геодезии.
- «Байкальский барометр», «Аптекарский огород», «Нюхач 2.0» … и это далеко не всё.
Второй блок – образовательные треки — «Движение Первых — юннатские клубы», «Друзья заповедных островов», Русское географическое общество, Всероссийское движение «Экосистема». И особенно ценно, что они были объединены одной важной целью: развитием юннатского движения в Улан-Удэ и Республике Бурятия. Вместе все эти направления создают среду, где любовь к природе подкрепляется знаниями, практикой и реальными делами.
Эмоции после Байкальского образовательного форума утихли, и теперь важно понять, что дают такие события и куда двигаться дальше. Форум стал больше, чем мероприятие — он ясно показал запрос на экологические знания и живое, деятельностное отношение к природе в нашей республике. Азарт детей и педагогов в Большой экологической игре, интерес к экспертам подтвердили: мы на верном пути.
Вот ключевые моменты, которые позволяют нам смотреть в будущее:
- Партнерство. Главный урок — вместе мы можем больше. Объединение усилий образования, науки, заповедного дела и общественников рождает масштабные проекты. Эту модель сотрудничества необходимо развивать и тиражировать.
- Молодежь. Опыт важен, но движущая сила — энтузиазм молодых. Студенты — волонтеры показали, что они не просто помощники, а полноценные творцы и проводники знаний, способные увлечь следующее поколение.
- Преемственность. Было ценно видеть, как педагоги наравне с учениками участвовали в игре. Это говорит о том, что экологическое просвещение — наше общее дело, где каждый, независимо от возраста, остается исследователем.
Чтобы все это не только сохранялось, но и развивалось, нужны конкретные шаги.
- Масштабирование в районы республики. Опыт форума и методику Большой экологической игры, да и все остальные мероприятия: олимпиаду по байкаловедению, экологические игротеки, научные сообщества необходимо адаптировать для муниципалитетов. При поддержке наших партнеров, уверена, мы сможешь расширить сеть экологических активистов по всей Бурятии.
- Поддержка педагогов-энтузиастов. Необходима программа по обмену лучшими практиками для учителей, ведущих эколого-просветительскую деятельность. Их работа должна быть видимой и поощряться.
- Интеграция с наукой. Живой диалог с учеными, а не просто лекции, рождает искру интереса. Наша задача — выстроить долгосрочные программы с научными и природоохранными организациями: от «научных выходных», полевых лекториев до реальных проектов, где школьники и студенты под руководством наставников смогут участвовать в сборе данных и прикладных исследованиях.
Все это уже развивается силами энтузиастов. И это прекрасно! Сейчас же разрозненные инициативы требуют общей стратегии и системной поддержки для выхода на новый уровень.
И инструмент для этого уже есть. В Общественной палате Республики Бурятия создана рабочая группа по общественному экологическому мониторингу, где одним из ключевых направлений является экологическое просвещение.
Источник: Активисты Бурятского отделения Российского экологического общества

