Поиск
Close this search box.
Поиск
Close this search box.

Регионы могут разрабатывать собственные законы для формирования экономики замкнутого цикла

Регионы могут разрабатывать собственные законы для формирования экономики замкнутого цикла
Фото из личного архива Михаила Пономарева

Михаил Пономарев, научный руководитель Школы экологических компетенций Российского экологического общества, кандидат юридических наук (Москва):

Переход к экономике замкнутого цикла направлен на достижение одной из основных моделей устойчивого развития: 12 цель ЦУР посвящена обеспечению рационального потребления и производства. В российской экологической политике курс на переход к устойчивому развитию пытались закреплять и достигать еще 30 лет назад! Переход к моделям устойчивого развития был намечен в ключевых программных документах в области экологической политики России в 90-х годах прошлого века, задолго до того, как Цели устойчивого развития были официально утверждены ООН.

Сейчас на проблему устойчивого развития обратили внимание не только крупные компании, но и вузы, а также другие образовательные учреждения. Уже появился ряд учебных курсов в области устойчивого развития. Однако очевидно, что модели перехода к экономике замкнутого цикла требуют, прежде всего, выработки соответствующей законодательной основы. Напомню, президент России неоднократно поднимал вопрос о необходимости перехода страны к экономике замкнутого цикла. Об этом он говорил в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ и других выступлениях. В связи с реализацией приоритетов, намеченных президентом, Министерство природных ресурсов и экологии РФ озадачилось разработкой специального закона об экономике замкнутого цикла в Российской Федерации.

Стоит отметить, что в нашей стране законодательство об охране окружающей среды (и, соответственно, законодательство об отходах) отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции РФ). Это означает, что субъекты РФ могут закреплять правовые основы экономики замкнутого цикла по обращению с отходами производства и потребления в своем законодательстве — в части, не противоречащей федеральному законодательству. На мой взгляд, сегодня очень важно, чтобы как можно больше субъектов подготовили свою правовую основу, которая позволила бы им перейти к устойчивым моделям потребления и производства.

Напомню, в Евросоюзе уже принят ряд программных документов, связанных с переходом к экономике замкнутого цикла, циркулярной экономике. Это решение Европейского парламента и Совета от 20 ноября 2013 года об общей программе действий ЕС по охране окружающей среды до 2020 года «Жить хорошо в пределах нашей планеты». В качестве одного из приоритетов в программе была намечена цель: превратить экономику ЕС в ресурсоэффективную, экологичную и конкурентоспособную низкоуглеродную экономику. В 2015 году Еврокомиссией была опубликована первая редакция, а в 2020 году — новый документ «Циркулярная экономика — план действий». Он устанавливает ряд мер, направленных на переход государств ЕС к экономике замкнутого цикла, которая является необходимым условием для достижения цели ЕС по обеспечению климатической нейтральности к 2050 году и прекращении утраты биоразнообразия.

Многие страны ЕС имплементируют в свое законодательство эти требования и постепенно переходят к циркулярной экономике. Некоторые государства по всему миру также приняли свои специальные законы об экономике замкнутого цикла: ФРГ, КНР, Сингапур, Япония и т.д. Многие собираются разработать и принять свои законы, а часть — утверждают специальные «дорожные карты», направленные на переход к циркулярной экономике (в Финляндии, Сингапуре, Нидерландах, Колумбии). Именно поэтому и в Российской Федерации задумались о разработке и принятии специального федерального закона об экономике замкнутого цикла.

Между тем наши ближайшие коллеги — государства Евразийского экономического союза — также наметили переход к экономике замкнутого цикла, но пока не предпринимают попыток по разработке специальных законов, регулируя эти вопросы в рамках законодательства об отходах производства и потребления, а также утверждают программные документы, направленные на переход к экономике замкнутого цикла. Например, в законе Республики Беларусь «Об обращении с отходами» не содержится специальных правовых инструментов для перехода к экономике замкнутого цикла, однако необходимость такого перехода отражена в постановлении Совета министров «Об утверждении национального плана действий по развитию «зеленой» экономики на 2021-2025 годы». Сейчас этот документ проходит обсуждение. Экологический кодекс Республики Казахстан не устанавливает законодательные основы для перехода к экономике замкнутого цикла, но устанавливает законодательные основы обращения с отходами производства и потребления, построенные на принципах устойчивого развития.

При разговоре о Российской Федерации необходимо отметить, что в рассматриваемом контексте ключевым является вопрос о том, требуется ли в нашей стране сегодня разработка именно специального федерального закона об экономике замкнутого цикла? Учитывая то, что у нас до сих пор законодательно не урегулированы отношения по обращению с вторичными материальными ресурсами: Минприроды России разработало соответствующий проект федерального закона, но он пока не принят. Министерством также разработан проект федерального закона о экотехнопарках, который также на сегодняшний день пока не принят. Поэтому возникает вполне закономерный вопрос: будет ли иметь закон об экономике замкнутого цикла самостоятельный предмет законодательного регулирования и каково будет его соотношение с имеющимся законодательством об отходах производства и потребления и с законодательством о промышленной политике, учитывая то, законопроекты об обращении с вторичными материальными ресурсами и об экотехнопарках уже подготовлены?

Кроме того, следует отметить необходимость разработки специального документа программного характера, намечающего цели и основные этапы перехода экономики России к модели экономики замкнутого цикла (стратегию, концепцию или «дорожную карту», которые могли бы быть утверждены Президентом РФ или Правительством РФ). Без определения ключевых целей и задач в этой сфере принимать федеральный закон, думаю, преждевременно.

Очевидно, что ответы на вопросы о самостоятельности предмета законодательного регулирования, о соотношении этого законопроекта с другими уже действующими федеральными законами, регулирующими смежные сферы, то есть, по сути, на вопрос целесообразности разработки такого законопроекта вообще, необходимо дать в концепции федерального закона, которую также следует предварительно разработать. Но пока Минприроды такую концепцию, к сожалению, не подготовило. В условиях отсутствия федерального законодательного регулирования отношений в области экономики замкнутого цикла, с учетом того, что законодательство об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления относится к предметам совместного ведения, субъекты РФ могут уже принимать свои законы, внедряющие отдельные элементы экономики замкнутого цикла.

Таким образом, следует отметить исключительную важность создания правовой основы для полноценного перехода Российской Федерации к модели экономики замкнутого цикла — закрепления порядка и условий обращения с вторичными материальными ресурсами, методов экономического стимулирования производства и использования продукции из вторичного сырья, а также правового статуса экотехнопарков. Целесообразно ли реализовать это в форме специального федерального закона или в форме совершенствования действующего законодательства (законодательства об отходах в частности) — сказать на данном этапе сложно, однако субъекты РФ в условиях отсутствия специального законодательного регулирования этих отношений уже имеют правовую возможность внедрять в свое законодательство ключевые элементы экономики замкнутого цикла.

Источник: infopro54