Поиск
Close this search box.
Поиск
Close this search box.

«Сначала экология, потом всё остальное». Рашид Исмаилов — об экодиктатуре и «зелёной дипломатии»

«Сначала экология, потом всё остальное». Рашид Исмаилов — об экодиктатуре и «зелёной дипломатии»
В Челябинске прошло очередное заседание Координационного совета по экологии при губернаторе Челябинской области. Его руководитель, председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов, рассказал «Пчеле» о работе совета, современной политике в сфере охраны окружающей среды и новых экотерминах, ставших популярными в последнее время.

— Рашид Айдынович, на заседании Координационного совета по экологии вы предложили создать на границе Челябинской области с Казахстаном «зеркальные» особо охраняемые природные территории и назвали это ярким примером «зелёной дипломатии». Насколько активно сейчас развивается такого рода политика?

— «Зелёная дипломатия» — это относительно новое определение. И мне оно очень нравится, потому что отражает суть международных отношений по вопросам охраны окружающей среды. Это общение с нашими соседями, с представителями других государств. Это возможность продвижения «мягкой силы», использования потенциала экологических проектов. Сегодня сложная внешнеполитическая риторика, но экологическая повестка хорошо откликается в людях. Она общая. Нельзя провести границу экосистемы по реке или другому объекту. Мы должны сохранить всё природное богатство. Саммит глав государств по климатической повестке — яркий пример подобной политики. Странам приходится договариваться, это хорошая возможность для установления и сохранения дружеских отношений.

— А с Казахстаном есть уже договорённости по созданию «зеркальных» особо охраняемых природных территорий?

— Это пока наша идея. Вопросом начнёт детально заниматься Минэкологии региона. Общий смысл в том, чтобы создать единую систему защиты природы.

«Для предприятий важен экологический рейтинг»

— «Зелёная дипломатия», как вы сказали, новое определение. Сейчас появилось много других экологических терминов, и вы их активно используете и даже вводите свои. Экодиктатура, экодиссидентство, например. Расскажите о них.

— Экодиктатура — это приоритет экологии над всем, что делают хозяйствующие субъекты. Сначала экология, потом всё остальное. Многим не нравится слово «диктатура», потому что оно какое-то революционное. Но в современном мире однозначно должен быть приоритет охраны окружающей среды.

— Соответственно, противники экодиктатуры — экодиссиденты?

— Да. Это непризнание и невидение своей ответственности. Экодиссидентом может быть любой акционер, топ-менеджер, который ставит заработок денег превыше всего. Но у нас сегодня ужесточаются законы в плане защиты экологии. И сейчас у бизнеса всё же меняется сознание. Всё более важной считается экологическая репутация предприятий.

— Экологическая репутация — ещё одно относительно новое понятие, верно?

— Оно пришло вместе с пониманием того, что для предприятий важен экологический рейтинг, реакция общества в соцсетях на его деятельность, реакция СМИ. Присоединение к экостандарту, активность — это не только демонстрация своей позиции, это конкретные шаги, изменения.

«Мы не контролёры, у которых задача навести шум и всё закрыть»

— Как выполнение этих шагов возможно проверить? Мы часто говорим, например, что Челябинск и Магнитогорск — лидеры в России по снижению выбросов по программе «Чистый воздух», но население не всегда доверяет цифрам…

— Поэтому я сторонник общественного контроля. Другое дело, что люди должны понимать, что за общественники проводят проверки, чьи интересы они представляют. Наша задача сейчас — стать не очередными контролёрами, а экспертами и помощниками, заслужить доверие. Мы хотим понимать, как соблюдаются обозначенные в экостандарте правила. Но я могу сказать, что сам часто приезжаю в Челябинск и считаю, что эффект от экологической политики уже есть. Раньше я прилетал и чувствовал, что воздух грязный. Сейчас я ловлю себя на мысли, что дышать стало легче. Во многом это произошло благодаря работе Координационного совета по экологии.

«Опыт Челябинска тиражируется»

— Другие регионы по примеру Челябинска уже создают подобные советы, получается, это успешная практика?

— Да, это уже бренд. Главное, что здесь мы проверяем всю информацию и гарантируем её достоверность. Работаем блоками: отходы, воздух, вода, биоразнообразие, информационная политика и образование, озеленение. Каждую рабочую группу возглавляет эксперт. Например, по отходам — Вероника Варламова, по воде — Михаил Махов, по озеленению — Ольга Королёва, по воздуху — Евгений Арзамасцев, экообразованием занимается Альфира Сибиркина, а инфо блоком — Дарья Годунова. Опыт Челябинска тиражируется. Сейчас в России шесть советов: у нас, в Башкортостане, Пермском крае, Кировской области, Омской области, республике Коми. В Челябинске самый крупный Координационный совет.

— Здесь он работает уже два с половиной года. Что из опыта работы совета считаете наиболее успешным?

— Мы научились очень грамотно проводить инспекционные выезды. Например, объехали все кластеры по реформе в сфере отходов. Знаем, что, где и как работает, как должно работать. Повторюсь, что мы не контролёры, у которых задача навести шум и всё закрыть. Мы приезжаем и спрашиваем: ребят, чем помочь, почему у вас так, а не иначе? Сейчас большая задача у области — привлечь инвесторов для переработки отходов. Есть амбициозная цель — сократить к 2030 году захоронение ТКО на 50%. Что касается контроля за выбросами и стоками промышленных загрязнителей, то за это время к экостандарту присоединились 16 предприятий. Они взяли на себя дополнительные природоохранные обязательства.

К экологическому стандарту присоединились предприятия:

  • «Михеевский ГОК»
  • «АГК»
  • «КМЭЗ»
  • «Томинский ГОК»
  • «Челябинский цинковый завод»
  • «Завод Минплита»
  • «Инвест Развитие»
  • «Карабашмедь»
  • «Промрекультивация»
  • «ММК»
  • челябинский филиал ООО «Завод Техно»
  • «Челябинский металлургический комбинат»
  • «Мечел-Кокс»
  • «Мечел-Материалы»
  • челябинский филиал «Мечел-Энерго»
  • челябинский филиал ПАО «Уральская кузница»

— Отдельным пунктом для работы вы выделяете экологическое образование, какая работа идёт сейчас в этом направлении?

— У нас есть разработанная концепция экологического образования. Во многих регионах её нет. Я показал концепцию министру экологии в Пермском крае, он захотел у них так же сделать. В Кировской области тоже взяли в качестве основной повестки на 2022 экологическое образование. И мы в Челябинской области направление продолжим развивать. Так, группа совета по образованию продвигает для внеурочной деятельности школьников методическое пособие «Практическая экология для младших школьников». Это очень перспективная история.

Автор: Ирина Горностаева

Фото: Айдар Насыров

Источник: Пчела