Поиск
Close this search box.
Поиск
Close this search box.

В Российском экологическом обществе обсудили практические вопросы участия общественных институтов в реализации региональной экологической политики

В Российском экологическом обществе обсудили практические вопросы участия общественных институтов в реализации региональной экологической политики
На онлайн-площадке 19 ноября 2021 года прошел круглый стол, организованный Экспертным департаментом и Департаментом регионального развития Российского экологического общества, в котором приняло участие более 10 регионов.

Открыл мероприятие председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов:

«Ключевое направление нашей деятельности – это экспертное сопровождение реализации государственной политики, которое мы наращиваем как на федеральном, так и на региональном уровне. Наши региональные отделения включены в это направление деятельности и активно продвигают эту работу. В связи с тем, что растет спрос в привлечении экспертов к решению экологических проблем, наш Экспертный департамент осуществляет практическое содействие в решении различных экологических вопросов».

В ходе обсуждения руководители региональных отделений поделились практиками по взаимодействию с региональными общественными палатами, общественными советами при РОИВ, региональными операторами, результатами по общественному экологическому контролю в сфере обращения с твердыми коммунальными и жидкими бытовыми отходами, методах предупреждения пожароопасных ситуаций, реализации проектов по развитию и благоустройству территорий.

Александр Штин, председатель правления регионального отделения по Кировской области:

«На практике мы столкнулись с проблемой нехватки кадров у регионального Министерства охраны окружающей среды, и работа наших общественных экологических инспекторов – это помощь для РОИВ по выявлению правонарушения, сбору доказательной базы. В свою очередь у общественных инспекторов ограниченные возможности и полномочия по принятию решений в сфере охраны окружающей среды, которые необходимо дорабатывать. Общаясь с гражданами, мы также отметили низкую правовую грамотность в сфере осуществляемой ими деятельности. В связи с этими выявленными проблемами наше региональное отделение ведет активную работу по просвещению населения в сфере охраны окружающей среды, налажено взаимодействие с региональным оператором, осуществляется общественный экологический контроль в сфере охраны атмосферного воздуха, поверхностных водных объектов, «реформе чистоты», незаконной добыче природных ресурсов. Успешные кейсы нашего отделения — это «Школа экологического инспектора», в которой граждане получают достоверную информацию от профессионалов в природоохранной сфере; проект «Прокачаем школы», который мы организовали с коллегами из общественной организации «Чистая Вятка» — это более 700 уроков в прошлом учебном году по раздельному сбору в формате дебатов и квестов; проект «Вторая жизнь отходов» — совместный проект с региональным оператором, посредством которого школьники получают информацию о переработке отходов; совместный проект «Вятка- территория без мусора» — это объединение  правительства Кировской области, фонда «Земля жизни» и регионального оператора по вовлечению жителей региона в процесс сбора вторсырья. Как результат нашей работы могу отметить — это повышение качества охраны окружающей среды».

Сергей Тастан, председатель правления регионального отделения по Алтайскому краю поделился опытом:

«Осуществляя переход от бумажных носителей к цифровой трансформации, Алтайский край разработал и внедрил ИС Респак, которая впоследствии была внедрена в 18 регионах. Эта цифровая платформа — похозяйственная книга ОМСУ, земель сельскохозяйственного назначения для всех участников, в том числе их мониторинга использования, включающая сервис для сельхозтоваропроизводителя, содержащая информацию о применении пестицидов, интегрированная с ЕФИС ЗСН, ФГИС ВетИС по идентификации животных и прослеживаемости продуктов животноводства, оповещения пчеловодов о химических обработках полей на базе мобильного приложения. В дальнейшем планируется добавить дополнительные сервисы и создать мобильные приложения. Эта платформа уже может решать вопросы по верификации карбонового земледелия, контроля эмиссии парниковых газов и других климатических параметров на лесных территориях и сельскохозяйственных землях».

Руслан Зейналов, председатель правления регионального отделения по Волгоградской области:

«Отнесение жидких бытовых отходов к сточным водам или отходам до сих пор нерешенный вопрос, из-за которого возникает много проблем в сфере охраны окружающей среды, основная из которых это привлечение нарушителя к ответственности. У нас ведется активная работа в этом направлении: наработана обширная положительная судебная практика, ведется общественный экологический контроль по выявлению правонарушений, а именно выявлению «черных ассенизаторов», идет постоянный обмен опытом с федеральной службой Росприроднадзора, а также внесение предложений в нормативно-правовую базу. Результат нашей работы – это внесение изменений в региональные «Правила благоустройства территории населенных пунктов». Еще один из успешных кейсов нашего реготделения – это совместная работа с региональной природоохранной прокуратурой по выявлению правонарушений в сфере охраны поверхностных водных объектов (р.Волга) по загрязнению нефтепродуктами».

Антон Черноголов, заместитель руководителя правления регионального отделения по Свердловской области:

«В 2021 году нашим реготделением проведена большая работа по общественному экологическому контролю в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами: проведено более 100 рейдов, выявлено 23 крупные свалки, незаконных пунктах приема отходов, а также выявление таких организаций в мессенджерах. В ходе рейдовых мероприятий мы выявляли нарушения среди строительных организаций, когда при разборе зданий происходило равнение территории с помощью строительных и бытовых отходов, и в дальнейшем эти территории в нарушение природоохранного законодательства использовались под застройку. Во взаимодействии с природоохранной прокуратурой мы выявили незаконный объект по размещению медицинских и биологических отходов, деятельность которого в настоящее время прекращена, а также прекращена деятельность еще 5 незаконных объектов по размещению отходов».

Михаил Черосов, председатель правления регионального отделения по Республике Саха (Якутия):

«При критической ситуации по лесопожарной обстановке этого года для получения дополнительного финансирования необходимо было провести не одно совещание, подготовить документы для обоснования, а это временные затраты, которые негативно сказывались на оперативности решения вопроса. Ранее по итогам конференции, которая была организована совместно с Российским экологическим обществом, Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) были сформированы и направлены в Правительство Российской Федерации и профильные министерства предложения по внесению изменений в законодательство. В этом году создан Общественный добровольческий штаб по тушению лесных пожаров, которым проведена огромная работа по предотвращению и тушению лесных пожаров. Большая работа ведется по повышению экологической культуры и просвещению».

Вячеслав Чуйкин, председатель правления регионального отделения по Тюменской области:

«Наше региональное отделение взаимодействует с региональной общественной палатой в рамках имеющегося соглашения. В региональной Общественной палате осуществляет свою деятельность комиссия по охране окружающей среды и экологическому воспитанию.  Ключевые направления взаимодействия – это экологическое просвещение и повышение уровня экологической культуры, осуществление общественного экологического контроля. Один из наших совместных проектов – это масштабный проект по созданию экогеологического парка в г.Тюмени. Концепция создания экогеологического парка включает в себя три блока: геологический, исторический и экобиологический. Тюменское региональное отделение РЭО разрабатывало экобиологическую составляющую концепции. Работа по всем направлениям велась в рамках рабочей группы при Общественной палате ТО, куда вошли руководители Администрации г.Тюмени, руководители профильных департаментов Правительства ТО, видные общественники. Геологическая, биологическая, экологическая, археологическая составляющие – это возможность на сравнительно небольшой территории изучить историю региона в разных аспектах, площадки для практических занятий позволят экогеологическому парку стать уникальной для Тюменской области достопримечательностью с высоким туристическим потенциалом, особенно с учетом популярности экотуризма и перспектив его развития в России. В нашей работе мы можем отметить, что реализация совместных проектов и мероприятий в области охраны окружающей среды, экологического просвещения, осуществления общественного контроля позволяет значительно увеличить охват целевой аудитории, а также дает возможность региональным отделениям получить дополнительную информационную и ресурсную поддержку».

Наталия Ушакова, директор Департамента регионального развития:

«Очень важно, что в региональных отделениях активно развивается взаимодействие с органами власти, с региональными общественными палатами, общественными советами при РОИВ. В выступлениях коллег как раз и были отражены основные моменты по выстраиванию коммуникаций, примеры участия в решении экологических проблем регионов. Опыт проведения подготовки общественных инспекторов, проведения общественного экологического контроля – это решения, которые можно масштабировать в других регионах. Круглый стол и был направлен на обзор успешных практик, чтобы в других региональных отделениях была возможность применить готовые наработки в своей деятельности».

Подвела итоги круглого стола Наталия Ткаченко, директор Экспертного департамента:

«Уже сегодня отмечается повышение компетентности людей, то есть общественные организации – это не только граждане с запросами на изменения, желаниями быть полезными, но и эксперты в узких направлениях. В связи с тем, что граждане инициируют рассмотрение вопросов, а затем идет их привлечение к участию в подготовке решений, мы получаем большее доверие, что очень важно. Общественные организации являются связующим звеном между гражданами и органами власти, доводя рациональные предложения, экспертное видение решения того или иного вопроса. Развивая взаимовыгодные партнерские отношения между общественностью и органами власти, мы задействуем максимальный человеческий ресурс для выработки оптимальных предложений».

Запись круглого стола по ссылке: https://youtu.be/GtJcnBR-Frs