Зеленые госзакупки помогают повысить уровень качества жизни и экономят бюджетные средства

Государственные "Зеленые" закупки: опыт правового регулирования и предложения по внедрению в России

23 апреля WWF России, Центр стратегических разработок, Российское экологическое общество и Некоммерческая организация Экологический союз, представили доклад, который поможет российской системе государственных закупок стать более зеленой, позаботиться о здоровье граждан и сэкономить средства.

Государственные закупки называют зелеными (ГЗЗ), если к товарам и услугам предъявляются экологические требования, при выборе поставщика соответствие им учитывается наряду с ценой. В 2018 году суммарный объем госзакупок в России составил 21 трлн рублей, показывая устойчивый рост несколько предыдущих лет подряд. Сектор является важным механизмом развития экономики страны. А значит, внедрение эко-ориентированных показателей в эту сферу будет эффективным инструментом в области устойчивого развития и охраны окружающей среды.

«Право на благоприятную окружающую среду в России гарантируется Конституцией, – напоминает Екатерина Хмелева, директор по экономическим и правовым вопросам охраны природы WWF России. − Экологические проблемы едва ли можно рассматривать отдельно от социальных и экономических, ведь они серьезно влияют на качество жизни граждан. Зеленые госзакупки могут существенно улучшить ситуацию».

Закупая товары и услуги, которые отвечают высоким экологическим требованиям, государство поддерживает ответственных производителей, которые реализуют мероприятия по охране окружающей среды, зачастую превышающие обязательные требования, создает условия для развития зеленой экономики.

«Например, если мы говорим о сохранении лесов, то включение в систему госзакупок подтверждения того, что товары из древесины и изделий из нее происходят из ответственных источников, означает, что государственные органы уделяют внимание не только вопросам соблюдения законодательства во время заготовки этой древесины, но учитывает, соблюдены ли требования к сохранению ценных лесов, биоразнообразия, интересов местного населения, – рассказывает Екатерина Хмелева. – Таким подтверждением является, например, знак добровольной системы сертификации FSC. Такие подходы включены в законодательство и практику госзакупок многих стран. Положительные результаты очевидны как для окружающей среды, так и с точки зрения рачительного использования бюджетных средств».

В системе российских госзакупок в последние годы создаются условия для формирования и развития ГЗЗ. Например, проведение закупок с дополнительными эко-требованиями предусмотрено федеральными законами, регулирующими государственные и муниципальные закупки. Однако, экологические требования к закупаемой продукции не сформулированы и не имеют официального статуса, покупатели слабо ориентируются в экологической маркировке товаров, имеют место случаи использования неоправданных экологических заявлений в целях маркетингового продвижения продукции (гринвошинг).

«Зеленые государственные закупки — один из самых эффективных инструментов решения экологических проблем на государственном и глобальном уровнях. Развитие этой системы – общемировой тренд, который начинает свои первые шаги и в России, – комментирует Евгения Кузнецова, руководитель органа по сертификации «Экологический союз», ведущий эксперт системы «Листок жизни». – Задача таких закупок создать преференции экологически предпочтительным товарам, что является необходимым условием для минимизации негативного воздействия на окружающую среду.

Для того, чтобы процесс был полноценным и привел к желаемым результатам, необходимо вовлечение всех уровней власти и повышение осведомленности населения, а также вовлечение экспертов в сфере охраны окружающей среды и устойчивого развития для формирования научно обоснованных критериев, которые станут ориентиром для осуществления зеленых государственных закупок. Опыт стран Европейского союза, Китая, Японии и ряда других стран подчеркивает роль экомаркировок, в том числе I типа, в формировании экологических критериев для зеленых закупок, использование экомаркировок в качестве источников экологических критериев возможно и в России, это поможет преодолеть один из серьезных барьеров на пути зеленых государственных закупок».

По мнению авторов доклада, тема перехода на зеленые закупки в условиях текущего общемирового кризиса и реалиях новой действительности актуальна как никогда.

«Пандемия коронавируса поставила мир перед выбором: мы либо продолжаем безответственно обогащаться и стремительно вовлекаем себя в череду смертельных катаклизмов, либо восстанавливаем экономическую систему, основанную на экологическом равновесии. Зеленые закупки – один из фундаментальных блоков нового типа хозяйственного цикла. Надо незамедлительно брать в работу нормы, правила, технологии – все, что уже продумано, опробовано и собрано в данном докладе», – считает Ольга Анчишкина, руководитель проекта «Контрактная система» Центра стратегических разработок.

«Эколого-ориентированный госзаказ – это прежде всего ответственная позиция государства, декларирование и сигнал, в том числе внешнему миру, о продолжении курса на развитие в России зеленой экономики. Бюджетные средства должны расходоваться ответственно и с учетом экологического эффекта – это должно быть своего рода зеленым бюджетным правилом», – считает Рашид Исмаилов, председатель Российского экологического общества.

Новое исследование будет полезным в работе представителей органов власти, специалистов по госзакупкам, закупщиков, а также поставщиков товаров и услуг. Доклад дает краткий обзор существующего опыта ГЗЗ в мире, обозначает преграды в области развития ГЗЗ, приводит успешные примеры, содержит рекомендации по совершенствованию законодательства и нормативной базы.

Доклад «Государственные «зеленые» закупки: опыт правового регулирования и предложения по внедрению в России» опубликован на сайте WWF России по ссылке: https://wwf.ru/resources/publications/booklets/

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в twitter
Поделиться в whatsapp
Поделиться в pinterest